18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Работы Дейнеки, Гончаровой и предметы Фаберже выставлены на русские торги в Лондоне

Классики и соцреалисты лидируют на аукционах русского искусства

Аукционные дома, проводящие русские торги в Лондоне: Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams, — анонсировали состав предстоящих аукционов. Каждый собирал их в соответствии с собственными принципами и своим методом преодоления кризиса на арт-рынке. Например, Sotheby’s разбил торги на три блока (русская живопись, советское искусство, произведения Фаберже и иконы), MacDougall’s объединил и шедевры, и работы по демократичным ценам, и современное искусство в один толстенький каталог, Christie’s сосредоточился на том, в чем этому дому нет равных, — прикладном искусстве и работах Фаберже. А Bonhams выбрал то, что будет иметь успех у западных коллекционеров. «Интерес к русскому искусству остался, — рассказала Дарья Черненок, глава русского отдела Bonhams. — Это связано в том числе с более доступными эстимейтами и падением курса фунта. Мы по-прежнему замечаем приток иностранных покупателей, в том числе из Китая».

Самым дорогим лотом недели обещает стать «Шахтер» Александра Дейнеки, которого Sotheby’s оценил в £3,5–4,5 млн. Это мрачное вертикальное полотно — то, что осталось от большой композиции «В забое (в штреке)», которую художник с успехом показал в 1925 году на выставке ОСТа (Общества станковистов) в Москве. Первоначально на ней было три фигуры в тесном, скудно освещенном пространстве забоя, и она имела вполне положительные отзывы. Так что остается загадкой, почему художник сохранил от нее только левую фигуру.

Интересно, что монументальное (2 м) полотно Дейнеки возглавляет и аукцион MacDougall’s, с эстимейтом также весьма внушительным — £2–3 млн. Это «Герои первой пятилетки», первый вариант панно из цикла, созданного художником для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, известной всем легендарным противостоянием павильонов СССР и Германии. Совсем другой Дейнека — камерный, более классический «Натюрморт с битой дичью» 1930-х годов — представлен на аукционе Bonhams (£130–150 тыс.). Мягкая палитра, круговая композиция, контраст фактур — все это средства достижения «жизненности образа в вещах», по собственным словам художника.

Специально сосредоточиться на искусстве советской эпохи, с 1917 по 1991 год, решился только Sotheby’s, выделив под эту тему самостоятельный аукцион со своим каталогом. Источником лучших работ является американская коллекция Реймонда и Сюзан Джонсон. Один из потенциальных рекордсменов здесь — Георгий Рублев, неопримитивист, заново открытый после выставок в Третьяковской галерее в 1990 и 2002 годах. «Партийное собрание на фабрике» 1932 года (эстимейт £400–600 тыс.) — это результат поисков пролетарского стиля, который ничего бы не заимствовал у буржуазной культуры, что совсем не помогло художнику избежать обвинений в формализме.

Естественно, одним советским искусством Sotheby’s не ограничился. Есть и «Портрет Надежды Сапожниковой» Николая Фешина 1908 года из собрания Художественного музея Сан-Диего в Калифорнии (£1,2–1,8 млн), и коллекция из 14 работ Александры Экстер (общая оценка £850 тыс. — 1,2 млн) из собрания Ихно Эзратти, парижского еврея, которому художница помогала во время оккупации и который потом, вернув свой бизнес, сам поддерживал бедствовавшую Экстер. «Мы стараемся быть искренними с продавцами и действуем в их интересах, — рассказала Ирина Степанова, глава московского «Сотбис». — В то же время мы понимаем, что наши эстимейты достаточно консервативны, и в этом особенность аукционного дела. Нелегко убедить владельцев продавать по умеренным ценам хорошие вещи, но мы знаем наших коллекционеров и понимаем, какие цены могут их заинтересовать».

«Я настроена довольно оптимистично, — говорит Екатерина Макдугалл, глава аукционного дома MacDougall’s. — Мне кажется, спрос будет и на топовые работы, и на искусство XIX века, и на советское искусство. Например, два полотна Поленова, представленные на наших торгах, появились на рынке впервые за 100 лет, у них безупречный провенанс (из цикла „Жизнь Христа“ с эстимейтами £400–600 тыс. и £360–500 тыс.). Есть у нас трехметровое полотно академиста Судковского, красивейшие пейзажи советского художника Мыльникова, а всего на аукционе около 300 работ, то есть мы берем и количеством, и качеством».

На торгах Christie’s самым интересным представляется раздел прикладного искусства. «Мы выставляем на аукцион выдающуюся и очень редкую коллекцию предметов фирмы Фаберже с очень хорошим провенансом. Эту коллекцию более чем 30 лет назад собирал понемногу и аккуратно один человек, очень ценивший мастерство Фаберже», — рассказал Алексей Тизенгаузен, глава русского отдела Christie’s. Вещи из этой коллекции, например миниатюрный портшез мастера Михаила Перхина с эстимейтом в £1 млн, а также живопись Василия Верещагина и Наталии Гончаровой можно было увидеть на выставке Christie’s в Москве с 9 по 10 ноября.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+