18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Работы Дейнеки, Гончаровой и предметы Фаберже выставлены на русские торги в Лондоне

Классики и соцреалисты лидируют на аукционах русского искусства

Аукционные дома, проводящие русские торги в Лондоне: Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams, — анонсировали состав предстоящих аукционов. Каждый собирал их в соответствии с собственными принципами и своим методом преодоления кризиса на арт-рынке. Например, Sotheby’s разбил торги на три блока (русская живопись, советское искусство, произведения Фаберже и иконы), MacDougall’s объединил и шедевры, и работы по демократичным ценам, и современное искусство в один толстенький каталог, Christie’s сосредоточился на том, в чем этому дому нет равных, — прикладном искусстве и работах Фаберже. А Bonhams выбрал то, что будет иметь успех у западных коллекционеров. «Интерес к русскому искусству остался, — рассказала Дарья Черненок, глава русского отдела Bonhams. — Это связано в том числе с более доступными эстимейтами и падением курса фунта. Мы по-прежнему замечаем приток иностранных покупателей, в том числе из Китая».

Самым дорогим лотом недели обещает стать «Шахтер» Александра Дейнеки, которого Sotheby’s оценил в £3,5–4,5 млн. Это мрачное вертикальное полотно — то, что осталось от большой композиции «В забое (в штреке)», которую художник с успехом показал в 1925 году на выставке ОСТа (Общества станковистов) в Москве. Первоначально на ней было три фигуры в тесном, скудно освещенном пространстве забоя, и она имела вполне положительные отзывы. Так что остается загадкой, почему художник сохранил от нее только левую фигуру.

Интересно, что монументальное (2 м) полотно Дейнеки возглавляет и аукцион MacDougall’s, с эстимейтом также весьма внушительным — £2–3 млн. Это «Герои первой пятилетки», первый вариант панно из цикла, созданного художником для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, известной всем легендарным противостоянием павильонов СССР и Германии. Совсем другой Дейнека — камерный, более классический «Натюрморт с битой дичью» 1930-х годов — представлен на аукционе Bonhams (£130–150 тыс.). Мягкая палитра, круговая композиция, контраст фактур — все это средства достижения «жизненности образа в вещах», по собственным словам художника.

Специально сосредоточиться на искусстве советской эпохи, с 1917 по 1991 год, решился только Sotheby’s, выделив под эту тему самостоятельный аукцион со своим каталогом. Источником лучших работ является американская коллекция Реймонда и Сюзан Джонсон. Один из потенциальных рекордсменов здесь — Георгий Рублев, неопримитивист, заново открытый после выставок в Третьяковской галерее в 1990 и 2002 годах. «Партийное собрание на фабрике» 1932 года (эстимейт £400–600 тыс.) — это результат поисков пролетарского стиля, который ничего бы не заимствовал у буржуазной культуры, что совсем не помогло художнику избежать обвинений в формализме.

Естественно, одним советским искусством Sotheby’s не ограничился. Есть и «Портрет Надежды Сапожниковой» Николая Фешина 1908 года из собрания Художественного музея Сан-Диего в Калифорнии (£1,2–1,8 млн), и коллекция из 14 работ Александры Экстер (общая оценка £850 тыс. — 1,2 млн) из собрания Ихно Эзратти, парижского еврея, которому художница помогала во время оккупации и который потом, вернув свой бизнес, сам поддерживал бедствовавшую Экстер. «Мы стараемся быть искренними с продавцами и действуем в их интересах, — рассказала Ирина Степанова, глава московского «Сотбис». — В то же время мы понимаем, что наши эстимейты достаточно консервативны, и в этом особенность аукционного дела. Нелегко убедить владельцев продавать по умеренным ценам хорошие вещи, но мы знаем наших коллекционеров и понимаем, какие цены могут их заинтересовать».

«Я настроена довольно оптимистично, — говорит Екатерина Макдугалл, глава аукционного дома MacDougall’s. — Мне кажется, спрос будет и на топовые работы, и на искусство XIX века, и на советское искусство. Например, два полотна Поленова, представленные на наших торгах, появились на рынке впервые за 100 лет, у них безупречный провенанс (из цикла „Жизнь Христа“ с эстимейтами £400–600 тыс. и £360–500 тыс.). Есть у нас трехметровое полотно академиста Судковского, красивейшие пейзажи советского художника Мыльникова, а всего на аукционе около 300 работ, то есть мы берем и количеством, и качеством».

На торгах Christie’s самым интересным представляется раздел прикладного искусства. «Мы выставляем на аукцион выдающуюся и очень редкую коллекцию предметов фирмы Фаберже с очень хорошим провенансом. Эту коллекцию более чем 30 лет назад собирал понемногу и аккуратно один человек, очень ценивший мастерство Фаберже», — рассказал Алексей Тизенгаузен, глава русского отдела Christie’s. Вещи из этой коллекции, например миниатюрный портшез мастера Михаила Перхина с эстимейтом в £1 млн, а также живопись Василия Верещагина и Наталии Гончаровой можно было увидеть на выставке Christie’s в Москве с 9 по 10 ноября.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+