18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музеи не хотят становиться «сферой услуг»

Союз музеев России против приравнивания их деятельности к оказанию услуг по организации отдыха и развлечений. Соответствующее заявление — ответ на действующие законы и законодательные инициативы

В Союзе музеев России предлагают законодательно защитить организации от приравнивания их к участникам сферы услуг и оценки деятельности по заработанным средствам и привлеченным посетителям.

«„Нормирование труда“ по изучению музейных коллекций, реставрации экспонатов, по работе с людьми, пришедшими в музей, „нормативы“ посещаемости, приобретение уникального оборудования на торгах по принципу „бери, что дешевле“, десятки отчетных форм — все это сегодняшняя действительность, создающая бесконечное количество трудностей для музейной деятельности, извращающая ее суть», — говорится в заявлении участников общего собрания Союза музеев России, которое состоялось на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме.

В организации, президентом которой был вновь переизбран директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, полагают, что «считать, что музеи (равно как и театры, библиотеки или филармонии) созданы для „обеспечения исполнения функций Министерства культуры“, как это сегодня следует из действующего законодательства», не просто абсурдно, но и опасно для общества».

Там уверены, что задача органов власти — создать условия для того, чтобы музеи могли выполнять свою общественную миссию, так как «любой музей — независимо от предмета коллекционирования, размера и месторасположения, создается для сохранения исторической памяти народа».

«Участники Общего собрания признали недопустимым и опасным нарастающую тенденцию сведения сути музейной деятельности к „оказанию услуг по организации отдыха и развлечений“ и, как следствие, последовательное выдавливание музеев в сектор свободного рынка», — подчеркивается в заявлении Союза музеев России, который присоединился к инициативе Союза театральных деятелей РФ о необходимости существенного обновления государственной культурной политики и закрепления этих изменений в законодательстве.

Эти темы поднимаются не впервые: ранее участники прошедших в конце сентября парламентских слушаний в своей резолюции резюмировали, что из проекта закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», который разрабатывается Минфином РФ и в случае его принятия должен вступить в силу с 1 января 2019 года, необходимо исключить учреждения культуры и искусства, так как они к этой сфере не относятся и соответствующих услуг не оказывают. В документе отмечается, что предложения Минфина РФ способствуют развитию конкурентной среды с привлечением негосударственных организаций, как некоммерческих, так и коммерческих, а контрактная система показала «неэффективность и „порочность“ внедрения универсальных методов регулирования, не учитывающих отраслевую специфику и особенности отдельных направлений культурной деятельности».

Резолюцию планировалось направить в Администрацию Президента РФ и Правительство РФ, а также в Минфин и Минкультуры и организациям, которых это нововведение может коснуться напрямую.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+