18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Исследователи раскрыли секреты бразильских и аргентинских авангардистов 1940–1950-х годов

№58
Материал из газеты

Технические аспекты их творчества представлены на выставке в Центре Гетти

Несмотря на то что существует немало искусствоведческих работ, посвященных художникам-авангардистам из Бразилии и Аргентины 1940–1950-х годов, технические аспекты их творчества изучены мало, а точнее, были мало изучены до недавнего времени. Совместно с представителями Коллекции Патрисии Фелпс де Сиснерос специалисты из Института реставрации Гетти и Исследовательского института Гетти на протяжении трех лет вели беспрецедентное исследование 30 произведений таких художников-конкретистов и неоконкретистов, как Уиллиc де Каcтру, Элиу Ойтисика, Лижия Кларк и Рауль Лосса. Все они входят в собрание работающего в Нью-Йорке и Каракасе фонда и принадлежат к числу 100 произведений, подаренных нью-йоркскому Музею современного искусства в 2016 году. Результаты были представлены на выставке, недавно открывшейся в Центре Гетти в рамках программы «Тихоокеанское стандартное время: LA/LA».

Исследователи установили, как создавались эти произведения и какие материалы использовали художники, в том числе проанализировали краски и способы их нанесения. По словам вошедшей в число кураторов этой выставки Пии Готтшаллер, старшего научного сотрудника Института реставрации Гетти, они обнаружили «всю палитру красок ХХ века», в особенности в работах мастеров из Бразилии — страны, которая «быстро индустриализировалась, стремясь стать игроком международного уровня, не зависящим от материалов, поставляемых из-за границы». Широко использовались и бытовые краски, поскольку они стоили дешевле художественных и были самовыравнивающимися благодаря своему составу.
Также был изучен вопрос о правильной развеске произведений конкретного искусства, стоящего между живописью и скульптурой. Готтшаллер обнаружила фотографию, на которой запечатлена работа бразильца Вальдемара Кордейру, установленная самим художником. На снимке видно, что она повернута на 90 градусов относительно положения, в котором ее экспонировали впоследствии. Также был подробно изучен вопрос о том, под каким углом должен висеть «Активный объект (красно-белый куб)» (1962) де Кастру. «Художники-абстракционисты нередко меняют расположение своих работ, так что, как правило, на их обратной стороне можно найти стрелки, указывающие верное направление. Но в этих двух случаях четких указаний нет», — рассказала куратор.

Готтшаллер особенно интересовало, как художники писали линии и углы. «Они уделяли очень много внимания углам и тому, как они должны выглядеть», — говорит она. К примеру, Альфредо Лито создавал их при помощи рейсфедеров, которыми пользуются чертежники, но вместо чернил брал масляные краски, разбавленные скипидаром. 

Наметанным глазом можно легко определить, каким именно инструментом — от угольника до клейкой ленты — пользовался автор картины. Готтшаллер надеется «научить зрителей различать эти особенности, продемонстрировав разные рельефы» на выставке. 

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+