18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Русский бунт в Лондоне: в Галерее Саатчи открывается выставка о постсоветском акционизме

№58
Материал из газеты

Это уже четвертая выставка, спродюсированная российским коллекционером и меценатом Игорем Цукановым

Выставка «Художественный бунт. Постсоветский акционизм» пройдет в Галерее Саатчи (Saatchi Gallery) с 14 ноября по 24 декабря в рамках заключенного в 2012 году соглашения о сотрудничестве с фондом Игоря Цуканова Tsukanov Family Foundation. «Художественному бунту» в Галерее Саатчи предшествовали три проекта Цуканова, связанные с Россией и постсоветским пространством: «Разбивая лед. Московское искусство 1960–1980-х» (2012–2013), международная выставка «Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада» (2014–2015) и персональная выставка Айдан Салаховой «Откровения» (2016). 
Нынешний проект, по словам его куратора Марата Гельмана, не претендует на всеохватность. «Мы подходили к выбору художников очень придирчиво и не хотели рассказывать какую-то историю акционизма, потому что в Лондоне и в мире вообще детальные исторические экскурсы не очень хорошо работают», — объясняет Игорь Цуканов. 

В концепции выставки говорится, что автор в ней не менее интересен, чем его искусство, а сам проект рассказывает, скорее, о художниках, которые, попав в определенные обстоятельства, стали героями. 

«Мне интересно было показать двойственность художников (герой — клоун), — рассказал Гельман TANR. — Выставка строилась как высказывание художников и в сотрудничестве с ними». Примерно 75% работ были созданы специально к выставке. Олег Кулик, который сейчас часто обращается к своему раннему периоду, создал для «Художественного бунта» новое скульптурное произведение. Как родоначальник акционизма в России он стал одним из трех главных героев выставки. Еще два — Pussy Riot и Петр Павленский. Участвовать в выставке будут также и другие авторы, среди которых группа «Синие носы», АЕS + F, Арсен Савадов.

Последняя акция Павленского — поджог Банка Франции в Париже — для организаторов выставки стала сюрпризом, и включать ее в экспозицию они не планируют. По словам Гельмана, Павленский спроектировал свою часть заранее. «И мы не можем, да и не хотим вмешиваться в нее», — уточнил он.

Как сообщает газета Le Figaro, дожидаться суда Павленский будет в психиатрическом стационаре префектуры полиции.
Pussy Riot будут представлены не только документацией своих акций. Выступать девушки будут по отдельности. Надежда Толоконникова совместно с театральной группой Les Enfants Terribles сделала иммерсивный спектакль «Внутри Pussy Riot» об аресте и заключении после перформанса в храме Христа Спасителя. Мария Алехина покажет проект с Pussy Riot Theatre, в котором примут участие еще две участницы знаменитого панк-молебна. 

При подготовке к выставке не обошлось без скандала. Когда проект только анонсировали, еще один герой акционизма 1990-х Анатолий Осмоловский выступил с критикой кураторских методов Марата Гельмана и превентивным отказом участвовать в событии — хотя приглашать его к участию, по словам Гельмана, и не планировалось. В комментарии TANR Осмоловский заявил, что «Галерея Саатчи довольно давно превратилась в сливной бачок, там выставляют всякую ерунду». И добавил: «Это очередная экспортная история, и я в них участвовать не собираюсь».  

Справка

Игорь Цуканов
Коллекционер, основатель Tsukanov Family Foundation, инициатор выставки

Я считаю, что единственное направление в современном российском искусстве, которое известно, понятно и хорошо артикулировано, — это постсоветский акционизм, который начался в 1990-е годы, когда в связи с изменением социальной и экономической обстановки возник новый рынок и люди стали чувствовать себя неуверенно. Появился Олег Кулик со своими перформансами, посвященными индивидууму, который живет в довольно враждебной среде. Потом пришли и другие художники, и они естественно впитывали в себя окружающую атмосферу. Возникли Pussy Riot, Петр Павленский. Это искусство очень актуально, понятно и может быть очень естественно перенесено в западный дискурс, потому что это совершенно универсальные темы.

Еще…
Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+