18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Sotheby’s привез в Москву топ-лоты русских торгов

Редкую коллекцию парижских работ Александры Экстер 1930-х годов, графику Льва Бакста и Константина Сомова, а также живопись Гриши Брускина и Таира Салахова можно увидеть в Музее архитектуры

Двухдневная предаукционная выставка Sotheby’s открылась в недавно отреставрированном флигеле «Руина» Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева. Бережная реставрация «Руины» — усадьбы Талызина, объединившей строения XVII, XVIII и XIX веков — была проведена архитектурным бюро «Рождественка» во главе с Наринэ Тютчевой и завершилась в этом году, с мая здание заново используется как выставочное пространство. У аукционного дома Sotheby’s была возможность одним из первых «обжить» помещение и устроить выставку русской живописи в необычных декорациях: обнаженная каменная кладка и открытые своды первого этажа, специальные железные дорожки для посетителей и стропильные перекрытия на втором и третьем ярусах. Архитекторы выставки приняли вызов и продолжили эксперименты. Sotheby’s чуть ли не впервые отказался от своего фирменного синего цвета, хотя обычно на любой выставке этого аукционного дома строят специальные перегородки, обтянутые синей тканью, и уже на этом фоне демонстрируют произведения искусства (либо обыгрывают сочетание белого и синего, как в логотипе аукционного дома). Здесь сознательно выбран радикальный красный — такое оформление неизбежно ассоциируется с революционным (все-таки 2017 год, юбилей революции) и шире — советским, а в этот раз у Sotheby’s целый каталог посвящен искусству Советского Союза, которое будут продавать в Лондоне 28 ноября. Кроме того, на втором этаже картины размещены на красных стендах, которые подвешены к стропильным перекрытиям и словно парят в пространстве «Руины». Получилось эффектно.

Почти десять лет назад, в мае 2008 года, Sotheby’s уже устраивал предаукционную выставку в Музее архитектуры, и тоже в руинированном пространстве так называемого Аптекарского приказа, бывшего здания конюшен XVIII–XIX веков. Но тогда разруха в помещении была вполне реальной, а не тщательно срежиссированной, эстимейты — более внушительными (топ-лотом был натюрморт Наталии Гончаровой 1910-х годов с оценкой £2–3 млн), а в Москву привозили не только произведения русских художников, но и работы Эдгара Дега и Поля Гогена.

На этот раз в российскую столицу прибыло более 30 работ, избранные лоты сразу двух аукционов, которые пройдут в Лондоне 28 ноября — это торги «Русская живопись» и «Искусство Советского Союза». Также в этот день позднее состоится аукцион предметов русского декоративно-прикладного искусства, изделий Фаберже и икон.

Самая дорогая (по предварительной оценке) работа на выставке — «Портрет Надежды Сапожниковой» Николая Фешина (эстимейт £1,2–1,8 млн). На рынке достаточно много произведений художника, созданных в Америке, уже после его эмиграции из России, а вот ранние, дореволюционные вещи, скорее, редкость. На картине 1908 года изображена одна из первых учениц и, возможно, возлюбленная Фешина. В тот год он окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге и вернулся в родную Казань, заняв должность преподавателя живописи и рисунка в местной художественной школе. Надежда Сапожникова происходила из богатой казанской купеческой семьи, была покровительницей художника и преданной покупательницей его работ. Именно этот портрет вместе с еще одной картиной сам Фешин отобрал для своего дебюта 1910 года в США, когда его работы демонстрировались в Питсбурге наряду с произведениями Камиля Писсарро и Альфреда Сислея.

На предаукционном показе в Москве представлена также коллекция из 13 живописных и графических работ Александры Экстер, созданных ею в Париже в 1930-е годы. Все произведения принадлежат потомкам предпринимателя Инно Эзратти, с которым художница познакомилась после своего переезда во Францию. Сперва он брал у нее уроки живописи, а во время немецкой оккупации Экстер укрывала сефардского еврея Эзратти, спасая его от угрозы ареста и последующей отправки в лагерь смерти. После войны уже он помогал пожилой и одинокой художнице: покупал ее работы, нашел ей студию в Париже. Экстер назначила его исполнителем своего завещания и оставила ему несколько своих произведений. Теперь наследники Эзратти приняли решение продать собрание из 14 вещей (13 работ и книга). Это декоративные композиции, мало чем напоминающие ранние абстракции Экстер: натюрморт, карнавальные шествия, театрализованные действа в фантазийных архитектурных декорациях. Особенно выделяется яркий «Карнавал в Венеции», который оценен в £180–250 тыс.

Есть на выставке и обязательная русская классика: небольшая марина Ивана Айвазовского (£80–120 тыс.), трогательные девочки Алексея Харламова (£350–450 тыс.), словно открыточные «Деревенские дети» Константина Маковского (£80–120 тыс.), миниатюрно выписанный зимний пейзаж Ивана Похитонова (£100–150 тыс.) и эффектная «Бело-голубая симфония» Ивана Шультце (£30–50 тыс.). Хороша подборка мирискусников: эскизы Льва Бакста, «Спящая дама» 1923 года Константина Сомова (£120–180 тыс.), а также портрет сына Александра кисти Зинаиды Серебряковой.

Что касается аукциона советского искусства, то как раз главных его героев — «Шахтера» Александра Дейнеки, «Партийное собрание на фабрике» Георгия Рублева и «Натюрморт с цветами» Александра Герасимова — в Москву не привезли. Как объяснил глава отдела русской живописи Sotheby’s Рето Барметтлер, это связано с логистическими сложностями. Все три работы (на выставке они представлены большими репродукциями на третьем этаже) происходят из знаменитой американской коллекции Реймонда и Сьюзан Джонсон. В конце 1980-х, еще на закате СССР, Реймонд Джонсон начал собирать произведения советских художников и в результате стал обладателем крупнейшей зарубежной коллекции соцреализма и искусства советской эпохи. Впоследствии он основал частный Музей русского искусства в Миннеаполисе, а теперь готов расстаться с некоторыми произведениями из своего собрания. Из США картины не привезли, зато на выставке Sotheby’s можно увидеть советское искусство из японской коллекции галереи «Геккосо». Глава токийской галереи и главный популяризатор русского искусства в Японии Йоко Накамура собрала выдающуюся коллекцию, пять работ из которой выставлены на лондонские торги. В Москве можно увидеть «Крыши в Гранаде» Таира Салахова (£30–50 тыс.) и дачную сцену Андрея Мыльникова (£30–50 тыс.). Из других собраний представлены «Рабочие» 1930 года Серафимы Рянгиной (картина, принимавшая участие в Венецианской биеннале 1932 года, оценена в £100–150 тыс.), а также «Лунный свет» 1982 года Гриши Брускина (£25–35 тыс.) и, практически манифест перестройки, «Портрет Горбачева» 1989 года кисти Семена Файбисовича (£40–50 тыс.). Советский лидер уверенным шагом направляется в будущее, оставляя далеко позади русскую деревню и родные просторы с куполами и колокольней на горизонте.

Выставка открыта для публики 1–2 ноября с 11:00 до 21:00.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+