18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Эрмитаже крутят «Октябрь» Сергея Эйзенштейна

№58
Материал из газеты

Музей воссоздал историю фильма о взятии Зимнего. Выставка расположится в залах, где разворачивались революционные события и снималась картина

Тот факт, что в октябре 1917 года не было никакого штурма Зимнего дворца, давно известен. Музей же исследует механику возникновения героического мифа. К десятилетию Октябрьской революции кинорежиссеры Сергей ­Эйзенштейн и Григорий Александров получили партийное задание снять о ней кинокартину. Собрав воспоминания участников событий, авторы будущего фильма поняли, что они сильно разнятся. И сочинили свой эффектный эпизод с огромной толпой, бегущей от арки Главного штаба через Дворцовую площадь на штурм Зимнего, кадры с матросом, перелезающим через ажурные главные ворота, перестрелку на парадной Иорданской лестнице. И холостой выстрел «Авроры». Очень скоро эти фрагменты фильма стали использоваться как документальная кинохроника.

Киногруппа работала в Зимнем дворце, что называется, in situ, на ходу меняя сценарий. Кое-что придуманное и даже отснятое не вошло в картину, как сцены в лазарете, бельевой, кочегарке. 

На роль Ленина из-за внешнего сходства был назначен пролетарий Василий Никандров. Известно, что Александров жаловался Эйзенштейну на Никандрова, который регулярно нарушал «спортивный режим». Зато киногруппа захотела и получила статуэтки из Кунсткамеры, ради съемок средь бела дня останавливалось трамвайное движение и разводился Дворцовый мост. Соорудили дополнительную электростанцию, еще четыре «молотили» на кино, оставляя без света соседние кварталы. «Наш администратор маленький Сомов стал похож на главнокомандующего. Его заботы сейчас: довольствие ­войск, эшелоны из Луги, разработка оцепления конной и пешей милицией», — писал Сергей Эйзенштейн в дневнике. 

После выхода на экраны «Октябрь» раскритиковали. По мнению Эйзенштейна, о фильме судили по «потемкинскому канону», то есть по кинокартине «Броненосец „Потемкин“» 1925 года. Тем не менее «Октябрь» продержался на экранах до 1933-го. 

Через несколько лет Жан Ренуар, снимая свою «Марсельезу», использовал наработки Эйзенштейна и Александрова.
Выставка расположится в залах, где разворачивались революционные события и снималась картина. Первая часть — демонстрация фильма «Октябрь». Вторая — информационные стенды с историей съемок. Третья — документальный ролик, воспроизводящий материалы из РГАЛИ и архив Александрова из коллекции Александра Добровинского. Оттуда же фото Эйзенштейна, сидящего в халате у камина в библиотеке Николая II, и плакат кинотеатра «Форум» на Садовой-Сухаревской (ныне полуразрушенного), призывающий посмотреть «шедевр кинематографии». Революционное немое кино требовало многократного усиления.  

Государственный Эрмитаж
Сергей Эйзенштейн. «Октябрь» в Зимнем
7 ноября 2017 – 5 марта 2018

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+