18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

«Родину-мать» приведут в порядок к чемпионату мира по футболу

№58
Материал из газеты

В Волгограде началась реставрация самого большого в стране бетонного монумента

Реставрации монумент требовал давно. Предыдущая прошла в 1986-м, а в 2013-м известный скульптор и реставратор Вадим Церковников, которому мы обязаны возрождением другого советского символа — «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной, рассказывал, как с 2011 года он обращался с требованием немедленно начать работы на памятнике сперва к тогдашнему министру культуры РФ Александру Авдееву, потом к Владимиру Мединскому — и ни у кого не нашел понимания.

Почему ситуация изменилась, понятно. Летом 2018-го в России пройдет чемпионат мира по футболу, и некоторые матчи состоятся в Волгограде. К этому времени должен быть не только реконструирован центральный стадион города, но и приведен в порядок главный его символ, до которого от стадиона полчаса пешком. Такая близость, кстати, не слишком полезна для памятника: шум, громкая музыка, вибрации. А статуя между тем никак не укреплена, стоит под собственной тяжестью. И уже много лет специалисты, наблюдающие за ней, констатируют крен.

Опасность падения отрицает руководитель реставрационного проекта компании «Главзарубежстрой» Сергей Сирота: «270 мм — максимально допустимый крен (в самой высокой точке. — TANR), сейчас отклонение — 210 мм, и это значение держится многие годы. Наши специалисты будут этот параметр перепроверять и делать новые замеры. Пока памятник стоит, и тенденции к увеличению крена нет».

Сергей Сирота не считает, что есть фатальные для памятника проблемы, но бетон, по его словам, нуждается в ремонте, «с которым затягивать нельзя, потому что появились множественные дефекты, и с каждым годом их все больше». «Основные дефекты — трещины, выбоины, раковины, места непровибрированного бетона (фрагменты, которые при строительстве были не полностью заполнены бетоном), и арматура там оказалась оголена, — объясняет он. — Оголенный металл подвергается коррозии и теряет несущую способность. Мы эту арматуру восстанавливаем, обрабатываем, в бетоне заделываем трещины по специальной технологии — методом инвектирования».

Помимо этих операций, надо провести противоаварийные мероприятия в местах, где бетон начал выпадать, — делают это в первую очередь ради безопасности посетителей. Статуя будет заново покрыта составами, предохраняющими бетон от осадков. Более основательная реставрация начнется после окончания чемпионата и должна быть завершена к концу 2018 года.

Внутри монумента уже сейчас проводят серьезные работы — меняют все 99 стальных канатов, удерживающих конструкцию. Менять 33-метровый стальной меч, вопреки ожиданиям, не будут. Собеседник TANR подтвердил, что «по нему дефектов нет». 

На реставрацию государство обещает потратить 2 млрд руб. Очевидно, что речь идет обо всем комплексе Мамаева кургана. На нынешний, строительный, этап реставрации «Родины-матери» в июле было выделено 60 млн руб.; учитывая масштабы работ, это очень скромная цифра. Государство вынужденно экономит — так же, как экономило при сооружении памятника, который был выполнен из бетона именно в связи с нехваткой средств.

Монумент должны были открыть в 1965 году к 30-летию Победы, но успели только к 50-летию Октября — в 1967-м. Сооружали его восемь лет и, разумеется, достраивали в авральном режиме (глагол «строить» здесь вполне уместен: монумент состоит из ячеек, как дом из квартир, толщина стенок — 25–30 см). Некачественные местами соединения слоев бетона тоже результат спешки. Бетономешалок не было, грузовики шли от бетонного завода до кургана, не останавливаясь на светофорах: надо было успеть положить бетон за час, пока старый не высох. Если он высыхал, на переделку не оставалось времени. Есть и другие последствия спешки. В частности, на втором этапе реставрации будет реконструирована дренажная система. Сегодня она частично забилась, и фундамент подтопляется водой.

Огромная проблема — сам фундамент. Николай Никитин, выдающийся инженер, рассчитал фундамент для памятника другого размера. Но Никита Хрущев потребовал сделать монумент выше 46-метровой (если говорить о фигуре) статуи Свободы в Нью-Йорке. И Вучетич подчинился.

В «Родине-матери» в итоге стало 52 м, а вместе с постаментом — 85 м. Долгое время она была самой высокой в мире. Ее и сегодня сравнивают со статуей Свободы, которая хоть и старше, но лучше сохранилась, поскольку покрыта медью — русского, кстати, происхождения. Сравнивают «Родину-мать» и с 30-метровой бетонной статуей Христа в Рио-де-Жанейро. Но в Рио всегда тепло. В Волгограде же термометр иногда переходит нулевую отметку по десять раз на дню, бетон постоянно сжимается и расширяется, отсюда и трещины, которые стали возникать еще при строительстве. Увеличенную статую пришлось ставить на фундамент, рассчитанный для прежнего варианта. Для стойкости насыпали 14 м грунта, под которым скрылись могилы (Мамаев курган представлял собой сплошное кладбище, на его террасах захоронены останки 34,5 тыс. солдат, которые, таким образом, оказались дважды погребены). 

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+