The Art Newspaper Russia
Поиск

В Москве началась реставрация дома Демидова в Елоховском проезде

Реставраторы восстанавливают первоначальный облик здания, одного из немногих деревянных в столице, по найденным чертежам XIX века

Подготовительный этап работ в доме Демидова стартовал во второй половине лета и уже фактически завершился: проведены архивные и натурные исследования, разработан проект реставрации с приспособлением. Теперь чудом уцелевшую постройку, памятник федерального значения, ждут основные реставрационные работы, которые позволят вернуть ее к жизни.

Деревянный одноэтажный дом с мезонином принадлежал секунд-майору Александру Львовичу Демидову, внуку знаменитого горнозаводчика и мецената Прокофия Демидова. В окраинном селе Елохове он в 1803 году купил участок земли и в следующие несколько лет выстроил небольшой усадебный дом. Пожар 1812 года не затронул эту часть города, и дом сохранился до наших дней как редчайший образец городской деревянной застройки допожарной Москвы. В XIX веке здание неоднократно меняло владельцев, а вместе с ними и внешний облик, в XX столетии пережило бытность общежитием, конторой, редакцией. С середины 2000-х заброшенное строение пустовало, в 2013-м в нем даже случился пожар, который, впрочем, как и его предшественник два века назад, серьезного урона не нанес. Дому пророчили скорую гибель, однако его решено было сохранить и вернуть в эксплуатацию.

На вид дом Демидова ничем не примечателен. Он был обшит рядовым тесом в начале XX века, а позже и просто вагонкой; каменный цоколь обложили дешевой плиткой. Теперь Центр комплексного развития, который занимается реставрацией здания, раскрыл подлинный фасад и архитектурные формы. «Нами было проведено научно-архивное исследование, — рассказал генеральный директор компании Алексей Филиппов. — Мы нашли чертежи XIX века, представляющие первоначальный облик здания, а при раскрытии обшивки обнаружили и сам фасад, который подтвердил архивные сведения». Здание имело два контура обшивки, одну просто набили на другую. В 1831 году усадьбу купил генерал Алексей Петрович Ермолов, он-то и приказал изменить фасад, расширить окна, сделать центральные арочные ниши. Здание хорошо сохранило первоначальную объемно-пространственную композицию и внутреннюю планировку. Найдены и элементы декора интерьера, которые сейчас сняты и вывезены на реставрацию. Все это позволит восстановить постройку в том виде, в котором она была задумана. 

Главное, что ждет дом Демидова на следующем этапе, — замена конструкций, пришедших в негодность. Работы по раскрытию фасадов и внутренних интерьеров показали, что доля сгнивших венцов и балок наката перекрытия значительна: слишком долго дом находился в запущенном состоянии. «Основная сложность реставрации, — пояснил Филиппов, — заключается в переборке отдельных венцов методом лифтинга без разбора основного здания. Дом ждет детальный ручной перебор, который займет не меньше полугода. Но к лету, мы надеемся, уже начнутся отделочные работы».

Дом Демидова обещают открыть в течение следующего года, здесь должно разместиться официальное представительство Пермского края. Можно сказать, зданию повезло: реставрация продлит его жизнь еще на несколько десятилетий, сохранив осколок погибшей в пожаре Москвы. Самые известные постройки того времени, такие как усадьба Арсеньевых на Большой Ордынке или усадьба Сытина в Сытинском переулке (была отреставрирована год назад), так или иначе поддерживаются в должном состоянии. В отличие от них, рядовые дома вызывают гораздо меньше интереса у органов охраны культурного наследия, хотя именно они и могут дать представление об облике города конца XVIII — начала XIX века. Подобных домов в столице единицы в буквальном смысле. Например, допожарный дом на Малой Ордынке или здание в Еропкинском переулке. Оба — такие же обшитые тесом и неприметные. Если бы реставрационные работы добрались и до них и стало бы понятно, что скрывается за поздней обшивкой, это, безусловно, расширило бы представления о старой Москве и обогатило облик города. 

Просмотры: 3262
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
4
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
5
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
8
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
9
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
10
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru