18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Топ-лоты русских торгов: в Лондон через Москву

В начале ноября сразу три аукционных дома проведут в российской столице выставки в преддверии лондонских торгов русского искусства

Sotheby’s, 1–2 ноября
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, флигель «Руина»

ул. Воздвиженка, д. 5/25
Часы работы: 11:00 – 21:00

На этот раз Sotheby’s показывает во флигеле Музея архитектуры топ-лоты сразу трех аукционов: «Русская живопись», «Русское декоративно-прикладное искусство» и «Искусство Советского Союза». Экспозиция разместится на двух этажах недавно отреставрированной «Руины» и будет буквально революционной с точки зрения дизайна: Sotheby’s впервые откажется от своего фирменного цвета стен в пользу красного — это своеобразный оммаж 100-летию революции 1917 года.

На протяжении двух дней, 1 и 2 ноября, можно будет увидеть 35 произведений c ноябрьских торгов, в том числе работы Ивана Айвазовского, Константина Сомова, Льва Бакста, Зинаиды Серебряковой, а также Таира Салахова, Гриши Брускина, Семена Файбисовича и Рината Волигамси. В центре внимания, несомненно, окажется картина Николая Фешина из собрания калифорнийского Художественного музея Сан-Диего. Портрет ученицы Фешина, художницы и мецената Надежды Сапожниковой, оценивается в £1,2–1,8 млн.

В Москву привезут целиком коллекцию живописи и гуашей Александры Экстер 1930-х годов, принадлежавшую Ихно Эзратти. Парижский бизнесмен еврейского происхождения был фактически обязан этой художнице жизнью — во время немецкой оккупации и массовой отправки евреев в лагеря смерти в 1942 году Экстер удалось укрыть его. После окончания войны Эзратти смог вернуть свое состояние, и тут уже он начал помогать Экстер. В последние годы ее жизни он стал близким другом, а после смерти и исполнителем ее завещания. Основную часть творческого наследия «амазонки авангарда» он отправил в Нью-Йорк художнику Симону Лиссиму, ученику, душеприказчику и фактически наследнику Экстер. Однако сам Эзратти также унаследовал несколько работ, и вместе с теми произведениями, которые он приобрел еще при жизни автора, они составляют коллекцию из 14 вещей. Сейчас наследники Эзратти приняли решение распродать собрание на Sotheby’s.


MacDougall’s, 2–3 ноября
Дом Зубовых на Таганке

ул. А. Солженицына, д. 9, стр. 1
Часы работы: 12:00 – 17:00

Предаукционная выставка русского искусства MacDougall’s пройдет в доме Зубовых на Таганке 2 и 3 ноября. Выставка будет более скромной по объему, всего 13 работ, но по части первых имен MacDougall’s не отстает: здесь Василий Поленов, Александр Дейнека, Константин Коровин, Сергей Судейкин, Борис Григорьев. В основном это произведения из двух крупных зарубежных частных собраний, так что выставка в особняке Зубовых — уникальная возможность увидеть, например, картину Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» или две работы Василия Поленова из евангельского цикла, прежде чем они попадут в руки новых владельцев.

Двухметровое полотно Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» 1936 года (эстимейт £2–3 млн) станет одним из главных украшений экспозиции. Это первый вариант панно для легендарной Всемирной выставки в Париже 1937 года (советский павильон проектировал Борис Иофан, а венчала его скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»). Дейнека в цикле монументальных композиций для павильона разрабатывал тему нового советского героя-труженика. Все произведения из того цикла, кроме выставленного на торги, ныне находятся в музейных собраниях.

Не менее интересны два полотна Василия Поленова, относящиеся к циклу «Из жизни Христа», тем более что обе картины появились на художественном рынке впервые за последние 100 лет. Это композиции «Решил идти в Иерусалим» и «Христос и Мария Магдалина» (эстимейт £360–500 тыс.). Кроме того, на выставке в Москве будут представлены натюрморт Константина Горбатова из семьи художника, холст редчайшего чеченского художника XIX столетия Петра Захарова-Чеченца и советский классик Андрей Мыльников, ставший одним из основоположников школы масляной живописи в Китае.


Christie’s, 9–10 ноября
Офис Christie’s в Москве

Романов пер., д. 2/6–13
Часы работы: 9 ноября 10:00 – 18:00, 10 ноября 10:00 – 15:00

Экспозиция Christie’s обещает быть камерной (она поместится в небольшом выставочном зале московского офиса аукционного дома), но изысканной. Во-первых, в Москву привезут очень редкую коллекцию предметов фирмы Фаберже с безупречным провенансом. По словам главы русского отдела Christie’s Алексея Тизенгаузена, «эту коллекцию собирал один человек более чем 30 лет назад, собирал мало и аккуратно и очень ценил мастерство Фаберже». Вещи из коллекции выставлялись на всех значимых выставках. Также можно будет увидеть серебряные ковши, ордена Святого Андрея и Александра Невского и кинжал, по легенде принадлежавший самому Шамилю, предводителю кавказских горцев в войне с Российской империей и национальному герою народов Северного Кавказа.

В разделе живописи будут показаны работы Василия Верещагина, Аполлинария Васнецова, Натальи Гончаровой и Марии Васильевой. Настоящая находка — не поздняя, эмигрантская, а ранняя (1906 года) Наталья Гончарова из итальянского частного собрания. Натюрморт «Белые георгины» выставлен на торги с оценкой £350–500 тыс. Русский художник-баталист, офицер и путешественник Василий Верещагин наиболее востребован отечественными коллекционерами за свои виды экзотического Востока и изображения Тадж-Махала, но на этот раз представлен необычной композицией на религиозную тему «Святое семейство» 1884–1885 годов (эстимейт £300–500 тыс.). Зато певец допетровской Руси Аполлинарий Васнецов у Christie’s почти хрестоматийный — разве что изображены не московские, а новгородские древности. «Прошлое Великого Новгорода» 1901 года оценивается в £350–450 тыс. Наконец, русская француженка Мария Васильева фигурирует здесь с написанным в 1921 году видом легендарного парижского кафе «Ротонда», излюбленного места художников и писателей (эстимейт £180–250 тыс.).

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+