The Art Newspaper Russia
Поиск

Топ-лоты русских торгов: в Лондон через Москву

В начале ноября сразу три аукционных дома проведут в российской столице выставки в преддверии лондонских торгов русского искусства

Sotheby’s, 1–2 ноября
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, флигель «Руина»

ул. Воздвиженка, д. 5/25
Часы работы: 11:00 – 21:00

На этот раз Sotheby’s показывает во флигеле Музея архитектуры топ-лоты сразу трех аукционов: «Русская живопись», «Русское декоративно-прикладное искусство» и «Искусство Советского Союза». Экспозиция разместится на двух этажах недавно отреставрированной «Руины» и будет буквально революционной с точки зрения дизайна: Sotheby’s впервые откажется от своего фирменного цвета стен в пользу красного — это своеобразный оммаж 100-летию революции 1917 года.

На протяжении двух дней, 1 и 2 ноября, можно будет увидеть 35 произведений c ноябрьских торгов, в том числе работы Ивана Айвазовского, Константина Сомова, Льва Бакста, Зинаиды Серебряковой, а также Таира Салахова, Гриши Брускина, Семена Файбисовича и Рината Волигамси. В центре внимания, несомненно, окажется картина Николая Фешина из собрания калифорнийского Художественного музея Сан-Диего. Портрет ученицы Фешина, художницы и мецената Надежды Сапожниковой, оценивается в £1,2–1,8 млн.

В Москву привезут целиком коллекцию живописи и гуашей Александры Экстер 1930-х годов, принадлежавшую Ихно Эзратти. Парижский бизнесмен еврейского происхождения был фактически обязан этой художнице жизнью — во время немецкой оккупации и массовой отправки евреев в лагеря смерти в 1942 году Экстер удалось укрыть его. После окончания войны Эзратти смог вернуть свое состояние, и тут уже он начал помогать Экстер. В последние годы ее жизни он стал близким другом, а после смерти и исполнителем ее завещания. Основную часть творческого наследия «амазонки авангарда» он отправил в Нью-Йорк художнику Симону Лиссиму, ученику, душеприказчику и фактически наследнику Экстер. Однако сам Эзратти также унаследовал несколько работ, и вместе с теми произведениями, которые он приобрел еще при жизни автора, они составляют коллекцию из 14 вещей. Сейчас наследники Эзратти приняли решение распродать собрание на Sotheby’s.


MacDougall’s, 2–3 ноября
Дом Зубовых на Таганке

ул. А. Солженицына, д. 9, стр. 1
Часы работы: 12:00 – 17:00

Предаукционная выставка русского искусства MacDougall’s пройдет в доме Зубовых на Таганке 2 и 3 ноября. Выставка будет более скромной по объему, всего 13 работ, но по части первых имен MacDougall’s не отстает: здесь Василий Поленов, Александр Дейнека, Константин Коровин, Сергей Судейкин, Борис Григорьев. В основном это произведения из двух крупных зарубежных частных собраний, так что выставка в особняке Зубовых — уникальная возможность увидеть, например, картину Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» или две работы Василия Поленова из евангельского цикла, прежде чем они попадут в руки новых владельцев.

Двухметровое полотно Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» 1936 года (эстимейт £2–3 млн) станет одним из главных украшений экспозиции. Это первый вариант панно для легендарной Всемирной выставки в Париже 1937 года (советский павильон проектировал Борис Иофан, а венчала его скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»). Дейнека в цикле монументальных композиций для павильона разрабатывал тему нового советского героя-труженика. Все произведения из того цикла, кроме выставленного на торги, ныне находятся в музейных собраниях.

Не менее интересны два полотна Василия Поленова, относящиеся к циклу «Из жизни Христа», тем более что обе картины появились на художественном рынке впервые за последние 100 лет. Это композиции «Решил идти в Иерусалим» и «Христос и Мария Магдалина» (эстимейт £360–500 тыс.). Кроме того, на выставке в Москве будут представлены натюрморт Константина Горбатова из семьи художника, холст редчайшего чеченского художника XIX столетия Петра Захарова-Чеченца и советский классик Андрей Мыльников, ставший одним из основоположников школы масляной живописи в Китае.


Christie’s, 9–10 ноября
Офис Christie’s в Москве

Романов пер., д. 2/6–13
Часы работы: 9 ноября 10:00 – 18:00, 10 ноября 10:00 – 15:00

Экспозиция Christie’s обещает быть камерной (она поместится в небольшом выставочном зале московского офиса аукционного дома), но изысканной. Во-первых, в Москву привезут очень редкую коллекцию предметов фирмы Фаберже с безупречным провенансом. По словам главы русского отдела Christie’s Алексея Тизенгаузена, «эту коллекцию собирал один человек более чем 30 лет назад, собирал мало и аккуратно и очень ценил мастерство Фаберже». Вещи из коллекции выставлялись на всех значимых выставках. Также можно будет увидеть серебряные ковши, ордена Святого Андрея и Александра Невского и кинжал, по легенде принадлежавший самому Шамилю, предводителю кавказских горцев в войне с Российской империей и национальному герою народов Северного Кавказа.

В разделе живописи будут показаны работы Василия Верещагина, Аполлинария Васнецова, Натальи Гончаровой и Марии Васильевой. Настоящая находка — не поздняя, эмигрантская, а ранняя (1906 года) Наталья Гончарова из итальянского частного собрания. Натюрморт «Белые георгины» выставлен на торги с оценкой £350–500 тыс. Русский художник-баталист, офицер и путешественник Василий Верещагин наиболее востребован отечественными коллекционерами за свои виды экзотического Востока и изображения Тадж-Махала, но на этот раз представлен необычной композицией на религиозную тему «Святое семейство» 1884–1885 годов (эстимейт £300–500 тыс.). Зато певец допетровской Руси Аполлинарий Васнецов у Christie’s почти хрестоматийный — разве что изображены не московские, а новгородские древности. «Прошлое Великого Новгорода» 1901 года оценивается в £350–450 тыс. Наконец, русская француженка Мария Васильева фигурирует здесь с написанным в 1921 году видом легендарного парижского кафе «Ротонда», излюбленного места художников и писателей (эстимейт £180–250 тыс.).

Просмотры: 5034
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru