18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Бразильские художники выступили против цензуры «высокомерных фундаменталистов»

Более тысячи художников и кураторов подписали документ, опубликованный продемократическим коллективом Pela Democracia («За демократию»)

На прошлой неделе группа бразильских художников и других специалистов, чья профессиональная деятельность связана с искусством, опубликовала открытое письмо, в котором осудила «распространение ненависти, нетерпимости и ограничение свободы выражения в искусстве и образовании» в стране. С тех пор его успели подписать более тысячи человек. По словам инициаторов открытого письма, «воинствующие правые, некоторые сегменты неопятидесятнических церквей, некоторые политики, члены правительства, представители бюрократического аппарата, полиция и прокуратура объединяют силы в борьбе против деятельности художников и институций. Они подвергают цензуре выставки, не дают покоя посетителям и работникам музеев, используют социальные сети, чтобы унижать и оскорблять людей, чье мнение не совпадает с их собственным».

В письме говорится о ряде событий, произошедших за последний год, в том числе о закрытии посвященной квир-искусству выставки в культурном центре Santander в Порту-Алегри, где были представлены работы таких художников, как Лижья Кларк и Адриана Варежьян, а также об отмене перформанса Вагнера Шварца в Музее современного искусства Сан-Паулу (МАМ). Перформанс включал демонстрацию обнаженного тела художника, руки и ноги которого трогал ребенок. Представители консервативных сил обвинили обе выставки в пропаганде порнографии и педофилии.

«В своем высокомерии эти фундаменталисты уклоняются от более внимательного анализа произведений и занимаются исключительно выискиванием непристойностей, фривольностей, порнографии и ереси. В этом нет никакого интеллектуального спора, нет вопросов, только насилие и нетерпимость», — говорится в письме.

По словам авторов письма, подобная реакция консервативных групп вписывается в более общую общественно-политическую тенденцию, зародившуюся в 2010 году в ответ на внедрение Национального плана продвижения прав человека, в задачи которого входит усиленная защита прав женщин и представителей ЛГБТ-сообщества. Позиции правых сил в стране укрепились в ходе их противостояния с Дилмой Русеф, отстраненной от должности президента после импичмента в 2016 году. «День за днем они ограничивают права личности, гражданские и социальные права в Бразилии, усложняя условия работы, ставя под угрозу свободу обучения в школах, защиту окружающей среды, однополые союзы и т.д.», — утверждается в письме.

Авторы письма обращаются с призывом «ко всем демократическим силам противостоять посягательствам на свободы и [недавние] социальные завоевания — на улицах, в законодательных органах, в судах; используя все доступные средства информационного взаимодействия». На заседании Национального конгресса Бразилии 19 октября это письмо было зачитано представителем Партии трудящихся, а на открытии выставки в Художественном музее Сан-Паулу, посвященной истории сексуальности в искусстве, — одним из художников. Под давлением со стороны консерваторов музей недавно был вынужден запретить вход на выставку посетителям младше 18 лет. В числе протестовавших против цензуры на открытии выставки был китайский художник Ай Вэйвэй, приехавший на бразильскую премьеру своего документального фильма «Человеческий поток» в рамках кинофестиваля в Сан-Паулу.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+