18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей архитектуры глазами директора

№57
Материал из газеты

Книга Ирины Коробьиной соединяет в себе рассказ о музейной практике с теоретическими рассуждениями о том, на каких концептуальных принципах должна бы сегодня строиться эта работа

К какому жанру отнести эту книгу? Лучше всего — ко многим сразу, еще и взаимодействующим друг с другом. Представляя свой музей как креативное пространство, автор — бывший директор Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева Ирина Коробьина превратила в такое пространство и собственную книгу: портрет музея изнутри, самой идеи музея.

Во-первых, это своего рода отчет о сделанном за шесть лет во главе учреждения (2010–2016). «Судьба воспротивилась, — иронизировала в одном интервью Коробьина, уволившаяся в прошлом году из-за несогласия с действиями Министерства  культуры, — моему превращению в „матерого директора“ федерального музея, который устало командует своими менеджерами, бегает на поклон к руководству и „решает вопросы“».

Во-вторых, это рассказ об истории музея (мы не раз убедимся в том, что он живое существо: с одной стороны, со своим духом и норовом, с другой — хрупкое, нуждающееся в защите) и о том, как институция и человек меняют друг друга.

В-третьих, антропология и психология музейной работы, ее динамика и драма. Что за люди заняты этой работой? «Музейные директора — особая каста», — говорит автор. И тут немедленно изгоните из своего воображения образы скучных педантов, присыпанных пылью веков. «В вашей жизни появляется нечто большее, чем собственные проекты и интересы; нечто, вам не принадлежащее, но требующее отдачи всего себя без остатка; нечто, за что вы начинаете сражаться, как на войне...»

И главное, перед нами теоретический трактат и манифест того, что такое музей сегодня и как он должен быть устроен, какие задачи у этого живого организма в целом и у его частей — от постоянной экспозиции до сувенирной лавки и сайта в интернете. Заявив в начале «музей сегодня — больше чем музей», автор затем доказывает этот исходный тезис. Хранилище памяти? Да. Исследовательская лаборатория? Конечно. Место для расширения опыта посетителей и попросту отдыха? Разумеется. Но, кроме того, ориентир, «формирующий целостную структуру архитектурного пространства России».

Издателям — отдельная читательская благодарность: книга уже самим внешним обликом вышла яркая, живая и обращенная столько же к уму читателя, сколько к его глазу и воображению.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+