18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Русский музей показывает «Мечты о мировом расцвете»

№57
Материал из газеты

Проект к 100-летию революции представляет, как увидели художники первые десятилетия ХХ века: от волнений 1905 года до энтузиазма первой пятилетки

Впервые Русский музей решил совместить в одном, сравнительно небольшом проекте (100 произведений) Илью Репина и Казимира Малевича, Валентина Серова и Павла Филонова, Бориса Григорьева и Александра Самохвалова. Получилось просветительское шоу о «великой утопии», дополненное цитатами из литературы, писем и воспоминаний самих художников.


Четверть века назад такое название получила первая большая международная выставка о русском авангарде. Но «Мечты о мировом расцвете» — это не только и не столько про авангард. Временные рамки представленных произведений — 1903–1934 год. В аллегорической картине «Какой простор!» Репин изобразил парочку, стоящую по колено в бурных волнах Финского залива. Речь, ра­зумеется, не о шалостях молодости: залезли в ледяную воду при полном параде. Вешняя вода — символ обновления. «В живописи я моложусь», — признавался 59-летний художник своей корреспондентке Марианне Веревкиной по поводу этой картины. Только ошибся Илья Ефимович: скоро бурные воды истории накрыли его персонажей с головой.

Но до этого еще будут интеллигентские восторги и опьянение свободой в картине «17 октября 1905 года» того же Репина. Несмотря на то что Валентин Серов уже создал антимонархическую картину «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» — о расстреле мирной демонстрации рабочих 9 января.

Музей не мог упустить возможности показать побольше Филонова. «Кому нечего терять», «Пир королей», «Германская война», «Перерождение человека», «Ввод в мировой расцвет»... Мечты основателя аналитического искусства — космичные и вневременные, но порождены российской историей, свидетелем которой он оказался. Как заметил о революционных днях в Петрограде Борис Кустодиев, «здесь все кипит... Такой улицы надо столетиями дожидаться». Кипение вылилось в картины «Большевик» и «Демонстрация на площади Урицкого». Впрочем, партиец ростом со среднюю церковь, шагающий по морю человечков, — из разряда безошибочных предчувствий.

«Красный квадрат» Малевича и «Богоматерь Умиление злых сердец» Кузьмы Петрова-Водкина созданы в 1915 году, но выглядят иконами из одного коммунистического «чина». Как мечта о новом, совершенном человеке. Но до него еще очень далеко. В 1918-м Петров-Водкин пишет натюрморт «Селедка», чтобы хоть как-то заглушить жуткий петроградский голод. Русский музей не мог отказать себе в удовольствии показать и свое фирменное блюдо — «круг художников». Грозную, как сфинкс, зеленую «Кондукторшу» Самохвалова, синий «Сенокос» Алексея Пахомова, фиолетовый «Турбокорпус завода „Электросила“» Вячеслава Пакулина. Авторы утрируют цвет, создавая настроение праздника труда.

В 1932 году выходит постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Через два года первый председатель правления ЛОСХ Петров-Водкин пишет картину «1919 год. Тревога». Мужчина выглядывает в окно, игнорируя жену и двух маленьких детей. Позже художник объяснит этот сюжет «боязнью за то, чтобы не дрогнули завоевания революции». Мечты о мировом расцвете закончились, впереди был большой террор в отдельно взятой большой стране.  

Русский музей
Мечты о мировом расцвете
До 20 ноября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+