18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

ДК имени Серафимовича не признали памятником культурного наследия

Памятник конструктивизма не вошел в список объектов культурного наследия, но окончательное решение о его статусе примут после пересмотра проекта застройки

Дом культуры имени А.С.Серафимовича, расположенный в Москве в Тишинском переулке, не является объектом культурного наследия. К такому выводу пришли на минувшем заседании научно-методического совета Департамента культурного наследия города Москвы, после которого вышел официальный приказ «Об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия». Чиновники заключили, что исторический и архитектурный облик здания, построенного в 1929 году в конструктивистском стиле неизвестными архитекторами, утрачен, а также отсутствуют «документально подтвержденные данные по историко-архитектурной и мемориальной ценности ДК».

Согласно федеральному закону «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» в реестр могут быть включены те объекты наследия, исторические события в которых происходили не менее 40 лет назад. Как известно, почти сразу после открытия в ДК имени Серафимовича обосновался Первый московский рабочий театр, на этой сцене в разное время выступали Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Любовь Орлова, Фаина Раневская, Леонид Филатов и другие деятели культуры. Но с тех пор, по решению Мосгорнаследия, не прошло срока, необходимого для присвоения объекту статуса мемориального памятника.

В комментарии научно-методического совета отмечается, что в доме в Тишинском переулке никогда не жил писатель Леонид Андреев, а «квартирники» литературного кружка «Среда», куда входили Максим Горький, Александр Куприн, Александр Серафимович, проходили по другим адресам. Не придает мемориальной ценности постройке и располагавшийся там короткое время Театр свободного танца Веры Майя. По документальным свидетельствам, он не продержался в стенах дома более пяти лет, и выявить связанные с ним зоны оказалось невозможно. Наконец, причиной, повлиявшей на решение Мосгорнаследия о статусе объекта, стало его местоположение. В отчете о заседании, опубликованном на сайте мэрии Москвы, указано, что здание «входит в район застройки, утратившей историческую среду».

«Районом, который утратит историческую среду, Тишинка станет, если дом культуры снесут или оставят его без реставрации. Это культурно-значимый центр для местных жителей, и если архитектурные качества объекта действительно не столь высоки, то его безусловную мемориальную ценность и значимость для района нельзя отрицать. Повторяется ситуация с Таганской телефонной станцией, и это печально», — поделилась с TANR своим мнением руководитель Центра авангарда на Шаболовке, старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова. Иван Борисов, член общественного движения «Архнадзор», занимающийся судьбой объекта, добавил: «Мнения участников научно-методического совета на заседании разделились, но никто не был против сохранения здания. Вопрос был о статусе и классификации. Решение о невнесении в список наследия будет оспариваться. Начиная с 1920-х годов и до перестройки история этого дома неразрывно связана с историей Советского Союза, он представляет несомненную мемориальную и историческую ценность». Однако на вопрос TANR, снесут ли здание или все-таки отреставрируют, Борисов ответил, что «в официальном релизе нет слов о запрете на снос», а вопрос реставрации требует большой работы: «Коллективная работа с Департаментом культурного наследия будет продолжена, многими членами совета отмечалось, что дом культуры должен быть отреставрирован».

Несмотря на вышедший приказ, в научно-методическом совете Мосгорнаследия предложили пересмотреть проект застройки района и решить судьбу дома культуры в будущем «с учетом пожеланий жителей». Сейчас здание, где до июля 2017 года размещался «Театральный клуб на Тишинке», пустует. Минувшим летом компанией «Донстрой» был запланирован его снос под строительство 16-этажного жилого комплекса, но проект удалось приостановить.

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+