18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дипломатия и молитва: иконы и авангард в честь Мальтийского ордена

№57
Материал из газеты

Музей имени Андрея Рублева и Музей русской иконы покажут в Риме иконы XVII–XVIII веков, русский авангард и современное искусство — в честь дружбы России с Мальтийским орденом

Выставка «Русская икона: Молитва и Милосердие» посвящена 25-летию установления дипломатических отношений между Россией и Суверенным Мальтийским орденом. В Рим привезут 36 икон XVII–XVIII веков из коллекций Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и частного Музея русской иконы. Экспозиция разместится в Музее Рима во дворце XVIII века в историческом центре города.

Один из организаторов проекта меценат и основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов объясняет концепцию выставки в предисловии к каталогу: «Мы хотели продемонстрировать идею, которая является связующим звеном между старейшим в мире рыцарским орденом и древней православной культурой. Эта идея — „Молитва и Милосердие“ — две обязательные составляющие жизни христианина, нашедшие яркое воплощение в бесчисленных образах, созданных русскими иконописцами на протяжении столетий». Директор же Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин выражает надежду на то, что «выставка не только будет способствовать развитию сотрудничества с Мальтийским орденом, но и позволит европейскому зрителю расширить свои представления о русском религиозном искусстве этого периода, которое известно за пределами России значительно меньше, чем произведения эпохи русского Средневековья или авангарда».

В Риме будут представлены как произведения хорошо известных центров и мастерских (например, «Преображение», созданное в московской Оружейной палате в 80-х годах XVII века), так и иконы, происходящие из Поволжья, Каргополья, Прикамья — регионов, где в XVII–XVIII веках развиваются свои школы и стили. Также в палаццо Браски можно будет увидеть ранее не выставлявшееся и не публиковавшееся произведение Владимира Татлина «Композиция с прозрачными плоскостями» 1916 года и скульптуру «Богоматерь Великая Панагия» Дмитрия Гутова из частных собраний. Произведение Татлина не только демонстрирует преемственность традиций русской религиозной живописи на протяжении нескольких столетий, но и в очередной раз доказывает, что художники русского авангарда черпали вдохновение в древнерусских иконах и даже заимствовали оттуда конкретные приемы. Интересна и конструкция из металла Дмитрия Гутова, созданная по мотивам шедевра древнерусской иконописи — иконы «Богоматерь Великая Панагия» первой трети XIII века из Третьяковской галереи.

Куратором выставки выступила заведующая научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева Лилия Евсеева. Она отмечает, что при отборе экспонатов главный акцент был сделан на памятниках XVII–XVIII веков, что «обусловлено задачей показать произведения иконописи, созданные в период активных контактов Российского государства с Мальтийским орденом». Наряду с образами Богоматери и Христа, а также изображениями двунадесятых праздников на выставке будет представлен целый ряд икон, посвященных русским святым, основателям монастырей: преподобным Сергию Радонежскому, Зосиме и Савватию Соловецким, Феодосию Тотемскому. Что касается стилистики, то эти памятники позволят проследить характерную для конца XVII–XVIII века особенность, где наивность художественного языка провинции соседствует с барочной вычурностью столичных икон, нередко в одном произведении.

Еще одна важная тема — активные творческие контакты России и Западной Европы в XVII–XVIII веках и постепенное проникновение европейских художественных приемов и иконографии в отечественную иконопись. Так, московская икона «Успение Богоматери» 1731 года несет черты русского барокко, сформировавшегося в работах царских иконописцев  конца XVII — первой трети XVIII века. Характерные особенности барочных икон — настроение всеобщей взволнованности, развевающиеся складки одеяний, движение плотной толпы, заполнившей все пространство иконы, круглящиеся облака. При этом образы Богоматери отличаются трогательной эмоциональностью, что роднит их не только с произведениями барокко, но и готики, интерес к которой возник на Руси в конце XVI века.

Новый стиль наиболее ярко проявился в иконах русских святых, многие из которых были канонизированы на Московских Соборах XVI и XVII веков — и, следовательно, их иконография создавалась в атмосфере интереса к новой эстетике. В клейма житийных икон включаются реалии русской жизни. Излюбленным становится изображение преподобного с видом архитектурного ансамбля монастыря, им основанного, и пейзажа местности, где расположена обитель. Особенно интересными подробностями наполнены произведения провинциальных мастеров.

Музей города Рима (палаццо Браски)
Русская икона: Молитва и Милосердие
10 октября – 3 декабря

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+