18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Москве открывается выставка Александра Лабаса о революции

№57
Материал из газеты

Институт русского реалистического искусства 1 октября представит его серию «Октябрь», посвященную революции 1917 года и ее ключевым событиям

Говорим «Лабас» — представляем себе пузатые дирижабли и легкие аэропланы, улетающий в небо эскалатор метро, мчащиеся на всех парах поезда и трамваи. В картинах Александра Лабаса (1900–1983) все время что-то уносится все выше и выше, и в этом упоении полетом совсем нет намека на политическую атмосферу в стране. Кажется, что художник в неукротимом центробежном движении поднимается над реальностью, совсем не заботясь о делах житейских.

На выставке в Институте русского реалистического искусства показывают другого Лабаса, о существовании которого не все подозревали. Его серия «Октябрь» посвящена революции 1917 года и ее ключевым событиям. Над ней художник работал начиная с 1920‑х годов, последние же картины этой серии были написаны уже в 1970-е.

Здесь Лабас раскрывается как художник, принявший и романтизирующий новую политическую доктрину. Ему было 17 лет, когда произошла Октябрьская революция, и он был очевидцем революционных событий, наблюдая за изменением жизни на улицах города. Лабас был настолько захвачен грандиозным спектаклем радикально меняющейся реальности, что пошел служить художником в Красную армию. Однако в его революционной саге нет кровавых подробностей, здесь, как и в городских пейзажах, побеждает романтика и живопись. Хотя «Матрос», «У стен Кремля», «Ночью в Октябре» и написаны с документальностью репортажа, Лабас не изменяет себе. Он любуется небесно-голубым цветом матросской робы, разлетающимися перспективами революционной Москвы; солдаты, приветствующие Ленина, растворяются в накаленном воздухе, а живописному мареву в «Утре после боя» мог бы позавидовать сам Уильям Тернер.

Работы на выставку дали Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Лабас-Фонд, а «Автопортрет на фоне Октября», написанный в 1978 году, впервые покинет стены Костромского художественного музея.

Примечательно, что Лабас не утратил интерес к теме революции, даже пережив множество потерь, связанных с ней, пусть и косвенно. В 1937 году был расстрелян его брат комбриг Красной армии Абрам Лабас, а сам художник был подвергнут травле за формализм и долгое время существовал в «прикладной области» художественной жизни, делая диорамы и панорамы для международных выставок, лишенный возможности выставляться сам.

Институт русского реалистического искусства
Александр Лабас. Октябрь
1 октября – 10 декабря

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+