18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Петербург как дух и текст

№56
Материал из газеты

В своей книге "Феноменология архитектуры Петербурга" Александр Степанов выражает образ города в поэзии и спорит с Пушкиным и Ахматовой

Одноименный книге курс лекций Александр Степанов, петербургский искусствовед, автор двухтомника по искусству Возрождения, выпущенного в «Новой истории искусства» издательства «Азбука» в 2009 году, дважды прочел на факультете свободных искусств и наук СПбГУ.

«Феноменология архитектуры Петербурга» — текст, написанный профессионалом. Степанов окончил Ленинградский инженерно-строительный институт и многие годы проработал в советских проектных учреждениях: в НИИ проектирования и градостроительства, а затем в НИПИ Генплана. Он был одним из первых, кто применил контент-анализ для определения значимости архитектурно-художественных компонентов исторической городской среды.

Это поэтический текст: по Степанову, выраженный в поэзии образ города наиболее важен для восприятия Петербурга. На одном книжном развороте могут подряд идти Бенедиктов, Надсон, Поликсена Соловьева, Пушкин, а затем снова мало кому известный Арсений Голенищев-Кутузов. Разновременностью и разностильностью такое соседство напоминает фронт петербургской застройки. Автор ближе всего к Пушкину и Ахматовой, а в примечаниях внутри одной из глав он вступает с ними в убедительный спор о направлении взгляда Евгения в «Медном всаднике», помещая домик Параши не на Голодае, а между Шкиперским протоком и Большим проспектом Васильевского острова.

Это полемически заряженный текст: автор пишет о «барочной матрице», лежащей в основе Петербурга. «Европейские принципы регулирования планировки, превращенные у нас в средство манифестации самодержавных амбиций и внедряемые в жизнь с безотказным чиновничьим усердием, привели к результату, превосходящему размахом самые эффектные барочные опыты европейского градостроительства». Отдельная часть книги названа «Амплуа» и посвящена тому, как (а главное, какими глазами) смотреть на город.

Если подобрать этой поэтической книге визуальный аналог, то им могут стать не сделанные самим автором фотографии на шмуцтитулах, но снимки петербургского фотографа Александра Петросяна. На них Петербург, благодаря мощной фототехнике, показан с непредставимых для глаза обыкновенного наблюдателя точек. Петербургские панорамы выглядят распластанными и включают разом весь город. «Все четыре первостихии действуют вместе в грандиозном спектакле центра Петербурга: вода, воздух, земля и явленный золотом шпиля огонь, как луч небесный». 

Степанов А. Феноменология архитектуры Петербурга. СПб.: Арка, 2016. 396 с.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+