18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Обманки, ставшие настоящими

№56
Материал из газеты

Лепной декор придал облику знаменитых поместий на Британских островах театральные черты

Обычно искусствоведы оттесняют декоративное искусство на второй план, но в книге Making Magnificence: Architects, Stuccatori and the 18th-Century Interior («Создание великолепия: архитекторы, мастера лепных и штукатурных дел и интерьер XVIII века») Кристины Кейси из дублинского Тринити-колледжа подчеркивается: штукатурные и лепные работы — фундамент крупнейших достижений Европы в эстетике и архитектуре.

В первой половине XVIII века мастера, ранее работавшие в палаццо Реале (Турин) и в Верхнем Бельведере (Вена), привнесли искусство лепного декора высочайшего качества в интерьеры поместий на Британских островах, благодаря чему их облик приобрел театральные и художественные черты. К таким поместьям относятся Хоутон-Холл, Рагли-Холл, Барнсли-Парк и Вентворт-Касл в Англии, а также Картон, Каслтаун и Рассборо в Ирландии.

Удивительно, но великолепная лепнина в них создана руками горстки странствующих мастеров-штукатуров (stuccatori) из италоязычного региона Тичино в Швейцарии, которые принесли на острова свой опыт и панъевропейскую традицию лепного декора. «Театрализованная пышность оформления европейских церквей и космополитический стиль регентства» придали законченность интерьерам зданий в модном в ту пору у англичан тяжеловесном неопалладианском стиле.

В отчете конца XVIII века о лепных работах во дворце Зёдер (Нижняя Саксония) мастерство этих штукатуров описано так: «Работать с гипсом — значит придавать форму податливому материалу, добавляя богатства и разнообразия обширным поверхностям. Украшая интерьеры, они предлагают глазу тысячи приятных вариантов, быстро и легко добиваясь того, что при создании мраморных скульптур делается медленно и утомительно».

Но была и другая причина, подстегивавшая популярность лепнины: гипс намного дешевле росписи. Оплата всех подобных потолков Британии «не могла бы перекрыть расходы на создание одного поясного портрета модным художником».

На Британских островах широко известны семеро мастеров-штукатуров: Джованни Баттиста Багутти (около 1681 — 1755), работавший в Ховард-Касле с 1709 по 1710 год, а позднее — в Мирворт-Касле; Джузеппе Артари (около 1690 — 1771), трудившийся в Хоутон-Холле и Клэндон-Парке; Франческо Вассалли (1701–1771), оставивший память о себе в Шагборо и Вентворт-Касле; Джузеппе Кортезе (1704–1779), отметившийся в Джиллинг-Касле, Литам-Холле и в приорате Ньюберг. В Ирландии много работали братья Лафранчини — Паоло, Филиппо и Пьетро. Все они долго ходили в учениках, помогая опытным мастерам и получая навыки дизайнера, лепщика и модельщика. Умение создавать эскизы — предварительных набросков, рисунков на конкурс и демонстрационных проектов — подчеркивало их превосходство над местными ремесленниками. В работе эти странствующие мастера пользовались сюжетами c гравюр братьев Карраччи, Пьетро да Кортона и Симона Вуэ. К примеру, Лафранчини в домах Дублина не раз воспроизводили работу Вуэ на тему олицетворения главных добродетелей.

Мелкие скульптурные элементы декоративных схем формировались на столе, а крупномасштабные пластические композиции моделировались по месту установки — на потолочных конструкциях. Их делали сами мастера, а небольшие участки на продольных балках, в отсеках стен и потолка отдавали помощникам (quadratori).

В Англии 1720-х годов мастера лепных и штукатурных дел получали, как правило, крупные заказы. К примеру, Артари в Хоутон-Холле (графство Норфолк) работал вместе с Уиль­ямом Кентом над созданием двусветного каменного зала. Пластичность путти, танцующих на фризе, свидетельствует о его прямом влиянии на Кента.

В Клэндон-Парке (графство Суррей) Артари принадлежит авторство декора Мраморного зала, потолок которого сгорел в 2015 году. Как отмечает Кейси, здесь он вместе с архитектором Леони «привнес иллюзионизм эпохи сейченто в требуемый классицизмом неопалладианский стиль, без сложности и изобилия потолочного декора этот мраморный зал вышел бы суровым, даже унылым».

Но постепенно гипсовая лепнина странствующих художников-лепщиков и штукатуров стала выходить из моды, пока наконец в начале XIX века ее откровенная чувственность не перестала нравиться сов­сем. Тем не менее их работы все еще живы и украшают многие великолепные дома и должны быть понятны в широком европейском контексте.

Как отмечает Кейси, «из скудных материалов: извести, гипса, песка, воды и животного волоса — группа провинциальных ремесленников создала интерьеры, отличающиеся роскошной пластичностью и высоким мастерством исполнения». 

Christine Casey. Making Magnificence: Architects, Stuccatori and the 18th-Century Interior. Yale University Press. 328 с. £50. На английском языке

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+