18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Общество пролетарских идеалистов

№56
Материал из газеты

На выставке «Общества русских скульпторов» в Русском музее показывают работы участников одного из ведущих творческих объединений 1920-х годов

В богатом спектре художественных объединений, которые появились после революции 1917 года, Общество русских скульпторов (ОРС) занимает особое место. Его участники попытались реализовать знаковый для той эпохи коллективный творческий проект. Идею сформулировал один из создателей ОРС Александр Златоврацкий: «Укрепить за скульптурой ее самостоятельное положение среди других родов изоискусства». Эти слова могут показаться странными в устах ученика Бурделя и Майоля; другие члены ОРСа успели пообщаться и с Роденом. Но есть и серьезная логика в этом утверждении. Первый председатель ОРС Владимир Домогацкий, говоря о дореволюционной художественной жизни, заметил, что скульпторы находились словно «на отлете».

Семнадцатый год изменил все. Ленинский план монументальной пропаганды, оформление площадей к революционным датам, запрос на украшение клубов и домов культуры… В 1925 году 11 скульпторов, в том числе две амазонки русского ваяния Беатриса Сандомирская и Марина Рындзюнская, приняли участие в выставке «Объединенное искусство». В том же году было создано Московское общество скульпторов, в январе 1926-го «на вырост» переименованное в ОРС, хотя немосквичей в нем было всего двое — ленинградцы Александр Матвеев и Виктор Эллонен. Для молодых скульпторов знаковым стало участие в обществе таких общенациональных фигур, как Анна Голубкина, Сергей Коненков, Степан Эрьзя. ОРС просуществовал пять лет, ведя постоянную борьбу за ценности традиционной пластики (и госзаказы) с «пролетарскими» скульпторами. Общество провело четыре выставки, две последние — в ГМИИ, что само по себе является знаком качества. Партийная директива 1932 года о создании Союза художников ликвидировала ОРС, но московские скульпторы «держали» свой собственный союз еще восемь лет. ОРС помог сделать скульптуру уважаемым видом искусства.

В коллекции Русского музея около 100 произведений «орсовцев», она начала складываться из госзакупок с первых выставок общества. Для нынешнего показа отобраны 60 скульптур, в том числе кубистичная «Юлия» Веры Мухиной, тотемная «Стоящая женщина» Сандомирской, сюрреалистичный «Планерист» Иосифа Чайкова и очень редкие ранние анималистические скульптуры Дмитрия Ца­плина.

Русский музей
Художники «Общества русских скульпторов»
До 20 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+