18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Общество пролетарских идеалистов

№56
Материал из газеты

На выставке «Общества русских скульпторов» в Русском музее показывают работы участников одного из ведущих творческих объединений 1920-х годов

В богатом спектре художественных объединений, которые появились после революции 1917 года, Общество русских скульпторов (ОРС) занимает особое место. Его участники попытались реализовать знаковый для той эпохи коллективный творческий проект. Идею сформулировал один из создателей ОРС Александр Златоврацкий: «Укрепить за скульптурой ее самостоятельное положение среди других родов изоискусства». Эти слова могут показаться странными в устах ученика Бурделя и Майоля; другие члены ОРСа успели пообщаться и с Роденом. Но есть и серьезная логика в этом утверждении. Первый председатель ОРС Владимир Домогацкий, говоря о дореволюционной художественной жизни, заметил, что скульпторы находились словно «на отлете».

Семнадцатый год изменил все. Ленинский план монументальной пропаганды, оформление площадей к революционным датам, запрос на украшение клубов и домов культуры… В 1925 году 11 скульпторов, в том числе две амазонки русского ваяния Беатриса Сандомирская и Марина Рындзюнская, приняли участие в выставке «Объединенное искусство». В том же году было создано Московское общество скульпторов, в январе 1926-го «на вырост» переименованное в ОРС, хотя немосквичей в нем было всего двое — ленинградцы Александр Матвеев и Виктор Эллонен. Для молодых скульпторов знаковым стало участие в обществе таких общенациональных фигур, как Анна Голубкина, Сергей Коненков, Степан Эрьзя. ОРС просуществовал пять лет, ведя постоянную борьбу за ценности традиционной пластики (и госзаказы) с «пролетарскими» скульпторами. Общество провело четыре выставки, две последние — в ГМИИ, что само по себе является знаком качества. Партийная директива 1932 года о создании Союза художников ликвидировала ОРС, но московские скульпторы «держали» свой собственный союз еще восемь лет. ОРС помог сделать скульптуру уважаемым видом искусства.

В коллекции Русского музея около 100 произведений «орсовцев», она начала складываться из госзакупок с первых выставок общества. Для нынешнего показа отобраны 60 скульптур, в том числе кубистичная «Юлия» Веры Мухиной, тотемная «Стоящая женщина» Сандомирской, сюрреалистичный «Планерист» Иосифа Чайкова и очень редкие ранние анималистические скульптуры Дмитрия Ца­плина.

Русский музей
Художники «Общества русских скульпторов»
До 20 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+