18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

1960-е в Риме

В Московском музее современного искусства открылась первая в России ретроспектива яркой представительницы поп-арта, итальянской художницы Джозетты Фиорони

Джозетта Фиорони (р. 1932) — живой классик. Она заявила о себе в 1960-е в Риме. В ту пору молодые интеллектуалы, поэты и художники группировались вокруг теперь уже легендарной галереи Tartaruga. Ее владелец Плинио Де Мартис был личностью выдающейся, первым в Италии выставил у себя Виллема де Кунинга, Роберта Раушенберга, открыл Сая Твомбли, собрал вокруг себя талантливую молодежь. Среди художников галереи, которых считают представителями итальянского поп-арта (Марио Скифано, Тано Феста, Франко Анджели), была и единственная женщина — Джозетта Фиорони, примкнувшая к группе после возвращения из Парижа, где она, окончив Академию художеств в Риме, провела четыре года, с 1959-го по 1963-й.

Вернулась она уже с наработанным багажом: писала полуабстракции в духе модного тогда парижского информеля, но главное, пересмотрела множество черно-белых фильмов, которые и навели ее на мысль писать серебряной краской монохромные картины, главными персонажами которых стали женщины. Именно эта «серебряная» серия, начатая в 1963 году, и стала ее фирменным знаком.

Первая персональная выставка художницы состоялась в Tartaruga в начале 1960-х, а на Венецианской биеннале 1964-го, вошедшей в историю триумфом американского поп-арта, Фиорони выступила в составе группы своих единомышленников, итальянских поп-артистов, получившей название La Piazza del Popolo — по римской площади, где они собирались. Правда, верной последовательницей американского поп-арта Фиорони, как и ее друзей, считать можно было с натяжкой. Они ведь были итальянцами, за которыми стояло великое классическое прошлое, и европейцами — не меньше, чем искусство, их интересовали современные философия и литература.

Отсюда и их дружба с литературной группой «63» (названной по году создания), куда среди прочих входили Умберто Эко и писатель Гоффредо Паризе, ставший мужем художницы. И оттуда же, из литературы, — появляющиеся в ее картинах слова и тексты, и даже идеи для работ. Так в 1970-е под впечатлением от «Морфологии волшебной сказки» Владимира Проппа появилась серия рисунков тушью «Лесные духи». «Поп-арт, конечно, повлиял на многих из нас. Мне очень нравился Энди Уорхол. Однако сейчас я понимаю, что у нас с ним мало общего. Его образы — всегда символы, знаки, меня же интересует женский мир в его сентиментальном ракурсе», — признавалась позже художница.

О «женском» и перформанс «Оптический шпионаж» (La Spia Ottica) Фиерони, проведенный в 1968 году в Tartaruga, где через замочную скважину можно было наблюдать за молодой женщиной в ее спальне. Его недавно показали в Нью-Йорке на фестивале Frieze и покажут на московской выставке, помимо 50 классических работ 1960-х Фиорони, которые привезут из разных итальянских собраний.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+