18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Умер Леонид Ламм

В Нью-Йорке в возрасте 89 лет умер художник Леонид Ламм, один из героев неофициального искусства 1960–1970-х годов. В своих самых известных произведениях он соединил утопии русского авангарда с собственным опытом заключения в советской тюрьме

Идеи авангарда он воспринял буквально из первых рук — от своего учителя в Московском инженерно-строительном институте архитектора-визионера Якова Чернихова, который познакомил его и с Владимиром Татлиным, и с Константином Мельниковым. Чернихов был другом отца Ламма, инженера-изобретателя и такого же, судя по воспоминаниям, разочарованного в идеалах революции мечтателя, как и великие художники-изобретатели, оказавшиеся в послевоенное время, мягко говоря, невостребованными.

Однако Леониду Ламму не удалось получить диплом архитектора: в 1947-м его исключили из института «за недонесение» на своих арестованных друзей — студентов МГУ, математиков, образовавших Братство нищих сибаритов, которые послали в Лигу Наций письмо о карательной политике Сталина. В группу, в частности, входили такие известные в дальнейшем диссиденты и правозащитники, как Александр Есенин-Вольпин и Юрий Гастев. В результате Ламм окончил Полиграфический институт и в дальнейшем работал как иллюстратор, параллельно занимаясь разными художественными экспериментами.

В конце 1950-х он знакомится с Ильей Кабаковым, делит мастерскую с Юло Соостером и Юрием Соболевым-Нолевым — и она становится одним из центров московской неофициальной художественной жизни, где можно было встретить и скульптора Эрнста Неизвестного, и поэта Генриха Сапгира, и режиссера Леонида Хейфеца. В этой среде рождаются новые идеи, и Леонид Ламм одним из первых начинает делать ассамбляжи, концептуальные картины с текстами, буквами и формулами и пытается выработать свою «теорию художественного пространства», в которой оспаривает положения супрематизма Казимира Малевича. Шутливая полемика Ламма с автором «Черного квадрата», композиция «Суперматематический пейзаж» (1959), стала обложкой популярного учебника «Занимательная алгебра» Якова Перельмана.

В 1964 году Леонида Ламма принимают в секцию графиков Союза художников СССР, рекомендацию в числе прочих ему пишет известный мастер авангарда Соломон Телингатер. В это же время Ламм знакомится с коллекционером Георгием Костаки.

Творческие эксперименты Ламма не ограничивались станковыми работами. Так, в 1967 году вместе с писателем Игорем Гельбахом он осуществил один из первых в СССР хеппенингов, объектом которого стал памятник Маяковскому, облитый красной краской, как кровью.

В начале 1970-х Леонид Ламм вместе с женой искусствоведом Инессой Левковой-Ламм принял решение эмигрировать, о чем велись дискуссии в мастерской художника, в которых принимали участие Александр Галич и Юлий Даниэль. В 1973 году были поданы документы на выезд из СССР, но вскорости Ламм был арестован и провел три года в заключении (в Бутырской тюрьме, Институте им. Сербского, лагере под Ростовом-на-Дону). Коллеги из Московского союза художников ходатайствовали о его досрочном освобождении — в 1976-м он вышел на свободу.

Рисунки, сделанные в заключении: портреты соседей по камере, надзирателей, виды тюремных построек, легли в основу нескольких инсталляций, осуществленных уже за границей. В 1982 году Леонид Ламм вместе с женой и дочерью все-таки уехал в США. В 1985-м знаменитый коллекционер Нортон Додж организовал первую в Америке персональную экспозицию художника «Воспоминание из сумеречной зоны», а впоследствии Ламм получил признание, участвуя во многих знаковых международных выставках, в том числе первой в Нью-Йорке выставке соц-арта «Соц-арт» (1986). Инсталляция «Приглашение к равенству. Соц-гео. Прокрустово ложе» была задумана художником обоюдоострой. «Сравнивая два различных социокультурных инвайронмента, я нашел в них не только кардинальные различия, но и нечто общее», — рассказывал он. Эта и другие работы Ламма в 1990-е путешествуют по миру, в том числе показываются в России. В 2009–2010 годах большая ретроспектива Леонида Ламма «От утопии к виртуальности» состоялась в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.

В начале 2000-х в интервью критику Михаилу Боде Леонид Ламм сформулировал свою позицию: «Я вообще воспринимаю искусство как игру. В моем кредо есть четыре пункта, определяющих мое искусство: 1) реальность; 2) сомнение; 3) ирония; 4) надежда».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+