18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Читая пространство со словарем

№56
Материал из газеты

Когда теория архитектуры соединяется с психологией восприятия, пространство каждого строения начинает звучать наособицу. Издательский дом «Дело» перевел книгу Нильса Лунинга Прака «Язык архитектуры: Очерки архитектурной теории»

Одна беда: не слишком ли автор в этом соединении прямолинеен? К счастью, не во всех суждениях, а лишь в тех, что связывают характер искусства, степень его сложности и реалистичности с тем, хорошо или плохо человеку в эпоху, когда это искусство возникло. Вот буквально!

Абстракция в искусстве появляется «везде, где материальные обстоятельства сомнительны и мир кажется слишком отвратительным местом, чтобы в нем жить», утверждает Нильс Лунинг Прак (конечно, вслед за искусствоведом Вальтером Абелем, но стоило бы, право, отнестись к таким идеям и чуть критичнее).

Вот и «в наше время искусство снова полностью отошло от реализма», «импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, символизм и, наконец, абстрактное искусство современности демонстрируют нарастающее отчуждение между природой и искусством».

А все почему? «Разве наша эпоха не представляется… весьма непростой? Насущный хлеб — будет ли он у нас? Сама жизнь под угрозой атомной катастрофы… В таких небезопасных условиях мы проецируем свое беспокойство на внешний мир, хотим отключиться от него, — и реализм вновь покидает искусство». Ну нельзя же так грубо-то!

Впрочем, на таких суждениях автора можно не особенно задерживаться. Он интересен не ими. Нильс Лунинг Прак (1926–2002), бывший преподаватель и заведующий кафедрой истории архитектуры в Высшей технической школе Делфта, был склонен к некоторой наивности как теоретик культуры — и нетривиален, когда речь заходит о теории архитектуры как таковой: он сращивает ее с психологией восприятия.

Этим и определяются предложенные им система основных понятий и классификация архитектурных форм, в свете которых Прак анализирует девять зданий, построенных в разное время — с конца Античности до середины XX века. Скажем, «пространство» в каждом из строений он различает физическое, концептуальное и поведенческое; в зданиях разных типов они вступают в разные отношения между собой.

Взявшись составить словарь языка, которым архитектура говорит о мире, и установить соответствия «между социальными условиями, миром идей и символами, которые используют архитекторы», Нильс Лунинг Прак изобретает новый язык, чтобы говорить о ней самой.

Язык этот, правда, не так уж и нов: в оригинале на английском книга вышла почти 50 лет назад, зато теперь и мы получаем шанс его освоить и испытать все его возможности.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+