18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Женское начало в искусстве семидесятых

№55
Материал из газеты

В Музее современного искусства Фонда Людвига в Вене проходит выставка о второй волне феминизма в искусстве

На 1970-е пришлась вторая волна феминизма в искусстве. В отличие от первой, сосредоточенной на завоевании избирательного права и борьбе за равенство полов, вторая проводила тотальную ревизию понятий сексуальности, семьи, репродуктивных прав и сексуального насилия. «Личное — это политическое» — заголовок вышедшей в 1970 году статьи участницы радикальной феминистской группы «Красные чулки» Кэрол Ханиш стал лозунгом времени. Социальные перемены не могли не затронуть и искусство: художницы активно пересматривали свое место в арт-сообществе, критиковали художественные институции за отсутствие женских работ в экспозициях, искали новые формы искусства, где пока еще не доминировали мужчины. Собственно, об этом и выставка в венском MUMOK.

Многие художницы тогда работали в фотографии, видео и перформансе. Американка Синди Шерман исследовала собственную идентичность и представления о женском в массовой культуре через перевоплощения и фотографию, француженка Орлан превратила в произведение искусства собственное тело, а Марта Рослер, еще одна американка, в своем видео «Семиотика кухни» (1975) пародировала кулинарные шоу для «степфордских жен». По закону жанра любой пересмотр ценностей не может обойтись без провокаций — за них на выставке отвечают американка Линда Бенглис, в 1974 году снявшаяся обнаженной с огромным дилдо, и австрийская феминистка Вали Экспорт, ходившая по улицам, предлагая всем желающим потрогать ее грудь через отверстия в картонной коробке («Тактильное кино»).

Выставка сформирована на основе корпоративного собрания компании Verbund AG. Директор коллекции Габриеле Шор выступила в роли одного из кураторов выставки, со стороны же музея за нее отвечает Ева Бадура-Тришка. Работы художниц, которых Габриеле Шор окрестила «феминистским авангардом», в экспозиции поделили на четыре секции по главным темам: преодоление предписанной женщине роли матери, домохозяйки и жены, ролевые игры, нормативность красоты и женская сексуальность. Всего в выставке участвует около 300 работ почти 50 художниц.

Музей современного искусства (МUMOK)
Женщина. Феминистский авангард 1970-х. Из коллекции Verbund
До 3 сентября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+