18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О роли репродукции в создании хорошей живописи

№55
Материал из газеты

Каталог выставки Джорджо Моранди в Пушкинском музее помогает понять, зачем вообще нужны каталоги

Во вступительном эссе Виктория Маркова, российский куратор выставки в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, отвечает на один из самых важных вопросов, связанных с местным восприятием творчества Джорджо Моранди (1890–1964), — о его влиянии на манеру Владимира Вейсберга (1924–1985).

«Он видел в Моранди тончайшего колориста, работавшего на нюансах цвета. В понимании Вейсберга предметы в картинах [Моранди] не отделялись четкими контурами от окружающей среды, а превращались в своего рода уплотнения атмосферы. Подтверждение этому мы находим в работах самого Вейсберга. И он пережил глубокое потрясение, увидев наконец произведения любимого мастера, которые оказались не такими, как он многие годы предполагал».

Творческая фантазия богаче реальности и преобразует влияния в самодостаточные явления. Подобно многим живописцам ХХ века, Вейсберг судил о современном западном искусстве по плохим репродукциям из «польских журналов». Но именно это в том числе помогло ему сформировать собственную, манеру. И этом Вейсберг не одинок. Вот и сам Моранди, если судить по очерку Марии Кристины Бандеры, выше всех ставил творчество Поля Сезанна. И первоначально он судил о его картинах тоже по репродукциям.

«В 1914 году внимание Моранди привлекли иллюстрации в книге „Шестнадцать произведений Сезанна“ — разумеется, черно-белые. Впрочем если для нас сегодня черно-белые фотографии обедняют зрительный образ, то Моранди был к ним привычен, более того — отсутствие цвета не портило изображения, а помогало сосредоточиться на главном, уловить суть живописи Сезанна». Страницы двуязычного альбома, посвященные параллелям с Вейсбергом и Сезанном, полны качественных репродукций, делающих визуальные рифмы особенно наглядными.

Жаль, что этого не произошло на самой выставке, сплошь состоящей из работ одного Моранди. Хотя, казалось бы, в Пушкинском есть масса работ и Сезанна, и Вейсберга, появление которых на ретроспективе вывело бы экспозицию на иной уровень.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+