18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бьорк и Мэтью Барни снова вместе — как участники Московской биеннале современного искусства

Исландская певица и художница Бьорк и американский художник и режиссер Мэтью Барни будут участвовать в основном проекте Московской биеннале современного искусства

Знаменитые каждый по отдельности певица и актриса Бьорк и художник и режиссер Мэтью Барни в течение 13 лет составляли эффектный семейный и творческий союз. Совместным творчеством Бьорк и Барни занялись в 2001 году, у них родилась дочь и немало общих проектов. Среди них — клипы певицы, документальный фильм «Мэтью Барни: без границ» и главная работа художников — «Рисуя границы 9». Все это было однажды показано в Москве куратором и арт-директором Музея Гуггенхайма Нэнси Спектор в рамках программы специальных проектов на II Московской биеннале современного искусства в 2007 году.

Соединяющий перформанс и музыку фильм «Рисуя границы 9» (или «Растворение мира») наполнен поражающими образами на грани реальности и странными фантазиями. В одной из самых впечатляющих сцен пара в исполнении Барни и Бьорк в традиционных японских костюмах начинает целоваться, отрезая друг от друга кусочки плоти и постепенно превращаясь в маленьких китят. Художники вдохновлялись японской культурой, творчеством фотографа Нобуёси Араки, музыкой и мировоззрением синтоистов, которые верят в пребывание на земле божеств и духов умерших. По словам Барни, развитие сюжета определяли музыкальные сочинения его возлюбленной, которой для вдохновения он просто наговаривал словосочетания-ассоциации: «агрессивные корабли» или «ночной волшебный марш детей». В итоге четыре года съемки в заливе Нагасаки вылились в проект о перерождении, где в полной мере отражены и загадочность Бьорк, и эксцентричность Барни, который, отучившись три года в Йеле на пластического хирурга, променял операционную на съемочную площадку, но не забыл при этом захватить с собой колюще-режущие инструменты.

«Работа Мэтью очень естественна, органична и полезна. Он доказал, что можно отправиться в самые глубокие слои подсознания без саморазрушения», — говорила Бьорк в интервью о взаимоотношениях с художником и наполняла видеоклипы интимными сценами и экспериментами над телом (как, например, пирсинг в клипе Pagan Poetry).

Три года назад исландско-американская семья распалась. У Барни завязался роман с художницей Элизабет Пейтон, который длился, по слухам, еще с их совместной выставки «Кровь двоих» в греческом фонде Deste Foundation в 2009 году. После разрыва художник подал на бывшую жену в суд, обвинив ее в том, что она «ставит под угрозу эмоциональное благополучие дочери Исадоры». Однако лишить мать опеки над ребенком ему не удалось. Впрочем, даже развод не поставил точку в их связи. Десять песен «о конце отношений» вошли в мрачный альбом Бьорк Vulnicura, на обложке которого она застыла с огромной дырой в груди, символизирующей и незатянувшуюся рану, и вагину, и портал во внутренний мир. Одновременно с выходом альбома открылась ее ретроспектива в Музее современного искусства в Нью-Йорке c образовательной программой, в рамках которой Бьорк рассказывала о связи искусства с наукой и природой. Чуть позже в Лос-Анджелесе прошла масштабная персональная выставка Барни River of Fundament. Свои впечатления от разрыва он воплотил в фильме по мотивам романа Нормана Мейлера «Вечера в древности», наполненном сценами с испражнениями, странными действиями сексуального характера и разложившимися тушами.

По замыслу куратора грядущей Московской биеннале современного искусства Юки Хасегавы, не чуждой философии буддизма, мечтательное миропребывание, эскапистский уход в музыку или желание раствориться в природе — всё лучше, чем уход от жизни в виртуальную реальность. О волшебных свойствах «облака и леса» выбранные ею художники, в том числе Бьорк и Мэтью Барни, расскажут в основном проекте биеннале, который откроется 19 сентября.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+