18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

История архитектуры для неспециалистов

№55
Материал из газеты

Архитектор Сергей Чобан и искусствовед Владимир Седов в своей новой книге выводят формулу органичного существования в городе исторической и новаторской архитектуры

Перед нами классический научпоп. В хорошем смысле этого слова. Основной целью известного архитектора Сергея Чобана и известного искусствоведа Владимира Седова было сделать небольшую, интересную и доступную для чтения книгу, предназначенную непосвященной публике. Анализируя историю развития архитектурных стилей, но не вдаваясь в детали, Чобан и Седов показывают, что именно современная архитектура потеряла и что приобрела по отношению к прошлым эпохам, а также то, какую картинку города можно создать ее средствами, если представить, что историческая среда не всегда находится в непосредственной близости к жителю, со всех сторон атакованному железобетонными монстрами. Человек, проводящий большую часть жизни между безликим офисом в центре и многоэтажным «курятником» в спальном районе, интуитивно бежит от современной архитектуры. В свою очередь, историческая, чаще всего малоэтажная застройка ассоциируется у него с чем-то значимым, а навыки и мастерство ее создателей — с чем-то давно ушедшим и недостижимым для наших современников.

«Архитектура создается для того, чтобы существовать даже не десятилетиями, а столетиями», — заявляют авторы, а вынесенный в заглавие книги принцип «30:70» должен разрешить конфликт сознания у нынешних горожан. Этот принцип представляет собой такой порядок строительства, при котором на 70% средовых, спокойных, приблизительно одинаковых по высоте современных зданий, с небольшой вариативностью, но в массе своей плоских и механистических, будет приходиться 30% зданий, построенных по неизведанным, полностью инновационным проектам (здания-манифесты, здания-объекты). На них и будет сфокусировано внимание наблюдателей — жителей города и туристов. Именно такое соотношение, по мнению авторов, приведет к балансу сил, даст возможность городу сохранять целостность, не рассыпаться на частности и не превращаться в безликую массу, что произойдет при несоблюдении этой пропорции.

Насколько данный подход обязателен, вопрос спорный. Безусловно лишь то, что для людей несведущих эта книга может стать отличным введением в историю архитектурных стилей и дать толчок размышлениям о том, так ли однозначно плоха современная архитектура. Может, и в ней есть какая-то своя, особая красота, и стоит дать ей шанс нашей приязни? 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+