18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наука — основа успеха музея

№55
Материал из газеты

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказывает, почему у музейного специалиста должно оставаться время на посещение архивов и изучение других собраний

Каждая выставка, которая открывается в Третьяковской галерее, — результат серьезной исследовательской работы. Да, сейчас у ученого нет сложностей с выбором инструментария, далеко вперед продвинулись и возможности технико-технологических исследований. Кроме того, современный музей не оторван от мирового художественного процесса и его научной части. С этого года, например, благодаря партнерам Третьяковской галереи Тамазу и Ивете Манашеровым и их фонду «U-Art: Ты и искусство» у нас появилась возможность награждать наших научных сотрудников грантами и отправлять их на стажировки по всему миру. Однако все это не означает, что в своей исследовательской работе мы не сталкиваемся с проблемами.

В России искусствоведческими изысканиями в основном занимаются два типа организаций: научно-исследовательские институты и художественные музеи. Если подход НИИ к предмету носит фундаментальный, всеобъемлющий характер, то музейная научная деятельность преимущественно связана с исследованиями памятников и чаще имеет прикладное значение. По-другому строится и рабочий день научного сотрудника музея. Кроме исследований, он выполняет роль хранителя, а зачастую еще и куратора выставки. На Западе эти функции разделены: исследователи погружены в науку, хранители в большей степени заняты логистикой, связанной с экспонатами, а кураторы — выставочными проектами. В наших условиях попытка разделить эти обязанности, боюсь, не приведет к положительному и органичному результату. В связи с этим чрезвычайно важно, чтобы ежедневная практическая работа с произведениями искусства оставляла музейному специалисту время посещать архивы, изучать иные собрания, давала бы возможность кураторам воспарять над практическим материалом и выстраивать сложные в концептуальном плане выставочные проекты.

При всем желании идти в ногу со временем мы — наследники советского идеологизированного искусствознания со стандартными точками зрения. При этом проблема всей сегодняшней науки — качество письменного языка молодых ученых. Из-за развития технологий, невероятной нехватки времени и многих других факторов изменился темп, характер нашей речи. Выросло поколение, воспитанное на эсэмэсках, общении в Facebook или Instagram. В результате мы сталкиваемся с тем, что многие молодые специалисты испытывают сложности с изложением своих мыслей. Несмотря на это, мы наблюдаем и хорошую тенденцию: молодые люди хотят идти в музей, заниматься исследованиями, писать научные труды об искусстве, стремятся быть кураторами или хранителями. Моя задача как директора музея и миссия моих коллег-ровесников — сделать так, чтобы эти молодые люди, имея возможность опереться на опыт и знания специалистов гораздо более старшего поколения, получили шанс формировать науку сегодняшнего дня.

Не менее важно понимание, что наука в музее не может быть сухой и равнодушной. Когда ты изучаешь то или иное явление не только по книгам и документам, но каждый день имеешь возможность прямого соприкосновения с художественными произведениями, необходимо стремиться, чтобы результат исследования стал живым, насыщенным непосредственными впечатлениями. Кроме того, наука в художественном музее не должна быть абстрактной. Музей существует для зрителей: для людей создается каждая из выставок, для них же пишутся каталоги, книги и организуются все расширяющие горизонты существующих представлений программы.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+