The Art Newspaper Russia
Поиск

Наука — основа успеха музея

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказывает, почему у музейного специалиста должно оставаться время на посещение архивов и изучение других собраний

Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Фото: Юрий Чичков

Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Фото: Юрий Чичков

Каждая выставка, которая открывается в Третьяковской галерее, — результат серьезной исследовательской работы. Да, сейчас у ученого нет сложностей с выбором инструментария, далеко вперед продвинулись и возможности технико-технологических исследований. Кроме того, современный музей не оторван от мирового художественного процесса и его научной части. С этого года, например, благодаря партнерам Третьяковской галереи Тамазу и Ивете Манашеровым и их фонду «U-Art: Ты и искусство» у нас появилась возможность награждать наших научных сотрудников грантами и отправлять их на стажировки по всему миру. Однако все это не означает, что в своей исследовательской работе мы не сталкиваемся с проблемами.

В России искусствоведческими изысканиями в основном занимаются два типа организаций: научно-исследовательские институты и художественные музеи. Если подход НИИ к предмету носит фундаментальный, всеобъемлющий характер, то музейная научная деятельность преимущественно связана с исследованиями памятников и чаще имеет прикладное значение. По-другому строится и рабочий день научного сотрудника музея. Кроме исследований, он выполняет роль хранителя, а зачастую еще и куратора выставки. На Западе эти функции разделены: исследователи погружены в науку, хранители в большей степени заняты логистикой, связанной с экспонатами, а кураторы — выставочными проектами. В наших условиях попытка разделить эти обязанности, боюсь, не приведет к положительному и органичному результату. В связи с этим чрезвычайно важно, чтобы ежедневная практическая работа с произведениями искусства оставляла музейному специалисту время посещать архивы, изучать иные собрания, давала бы возможность кураторам воспарять над практическим материалом и выстраивать сложные в концептуальном плане выставочные проекты.

При всем желании идти в ногу со временем мы — наследники советского идеологизированного искусствознания со стандартными точками зрения. При этом проблема всей сегодняшней науки — качество письменного языка молодых ученых. Из-за развития технологий, невероятной нехватки времени и многих других факторов изменился темп, характер нашей речи. Выросло поколение, воспитанное на эсэмэсках, общении в Facebook или Instagram. В результате мы сталкиваемся с тем, что многие молодые специалисты испытывают сложности с изложением своих мыслей. Несмотря на это, мы наблюдаем и хорошую тенденцию: молодые люди хотят идти в музей, заниматься исследованиями, писать научные труды об искусстве, стремятся быть кураторами или хранителями. Моя задача как директора музея и миссия моих коллег-ровесников — сделать так, чтобы эти молодые люди, имея возможность опереться на опыт и знания специалистов гораздо более старшего поколения, получили шанс формировать науку сегодняшнего дня.

Не менее важно понимание, что наука в музее не может быть сухой и равнодушной. Когда ты изучаешь то или иное явление не только по книгам и документам, но каждый день имеешь возможность прямого соприкосновения с художественными произведениями, необходимо стремиться, чтобы результат исследования стал живым, насыщенным непосредственными впечатлениями. Кроме того, наука в художественном музее не должна быть абстрактной. Музей существует для зрителей: для людей создается каждая из выставок, для них же пишутся каталоги, книги и организуются все расширяющие горизонты существующих представлений программы.

Просмотры: 8010
Популярные материалы
1
Выход в регионы — наш долг
Директор Третьяковской галереи рассказывает о том, зачем столичный музей везет свои шедевры в провинцию.
13 октября 2017
2
Российский антикварный салон: последний раз на старом месте
Следующая, 44-я по счету ярмарка антиквариата пройдет в начале февраля 2018 года в Центральном Манеже.
16 октября 2017
3
Какое произведение искусства ассоциируется с революцией и почему?
На этот вопрос отвечают директора музеев, кураторы, художники и коллекционеры в преддверии 100-летнего юбилея революции 1917 года, который сопровождается десятками выставок.
16 октября 2017
4
Три выставки недели
Неизвестный венгерский авангард в Мультимедиа Арт Музее, нащокинский дом в миниатюре в Музее А.С.Пушкина, московская графика отечественных мастеров в Новой Третьяковке.
13 октября 2017
5
Умер Борис Бергер
Художник, один из основателей издательства «Emergency Exit/Запасный выход» и автор знаменитого ЖЖ-сообщества «Котя» (ru_kotya) Борис Бергер скончался от тяжелой болезни в Германии на 53-м году жизни. С разрешения писателя Дмитрия Бавильского мы публикуем его воспоминания о друге.
18 октября 2017
6
Робер Лепаж: «Только искусство, которое позволит пережить какой-то опыт, может заставить современного человека выйти из дома»
Режиссер, драматург, основатель театра Ex Machina, приехавший в Москву на фестиваль TERRITORIЯ, рассказал, почему на сей раз предпочел выставку театру.
17 октября 2017
7
Павленский играет с огнем во Франции
В ночь на понедельник художник поджег Банк Франции. Будет ли ему предъявлено обвинение, пока неизвестно.
16 октября 2017
8
В Риме открылась выставка икон из России
В Музее города Рима открылась выставка «Молитва и Милосердие», на материале икон XVII–XVIII веков доказывающая родство между философией рыцарей Мальтийского ордена и русским православием.
16 октября 2017
9
Ангел, не улетай!
Директор Русского музея Владимир Гусев пообещал, что древняя икона «Ангел „Златые власы“» не покинет музейный комплекс.
18 октября 2017
10
Тайная любовь Родена к скульптурам Парфенона стала явной
Выставка Британского музея будет посвящена одержимости французского скульптора древнегреческими формами.
13 октября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru