18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Петергоф вытащил счастливый билет

Объявлена первая в России музейная лотерея в пользу паркового комплекса.

В начале февраля запущена первая в современной России музейная лотерея «Дворцы и парки Петергофа», цель которой — привлечь средства для пополнения фонда целевого капитала музея-заповедника. Масштаб акции несравним с зарубежными лотереями, на средства от которых создавались и существуют многие великие музеи: лотерея будет региональной. По примерным подсчетам музея в эндаумент-фонд (фонд целевого капитала) Петергофа удастся пополнить как минимум на 1 млн руб. Сумма не велика, но у проекта есть и более глобальная миссия: привлечь внимание государства и граждан, побудить первое расширять рамки законов, в которых бюджетные музеи могут изыскивать внебюджетные средства, и заинтересовать вторых возможностью помочь искусству — здесь и сейчас.

Историю лотерей в Европе возводят к Средним векам. Самую знаменитую, эффективную и старую лотерею в мире — Национальную лотерею Великобритании — придумала английская королева Елизавета I в 1569 году для пополнения казны. На средства этой лотереи двумя веками позже было построено здание Британского музея. Прибыль от специальных лотерей в середине XVIII века позволила открыть Принстонский, Колумбийский и Пенсильванский университеты в США. Сейчас национальные лотереи остаются важным источником финансирования культуры и искусства в большинстве развитых стран. Самых больших успехов добилась Великобритания: на средства лотереи приобретаются произведения искусства (например, Мадонна с гвоздиками Рафаэля) и реставрируются исторические памятники (например, вал Адриана), а также существуют и развиваются Королевская опера, Королевский национальный театр, шекспировский театр «Глобус», десятки местных библиотек и маленьких музеев.

Россия по традиции шла своим путем. Екатерина II объявила лотереи государственной монополией, однако первая же затеянная ею акция провалилась. Билеты были слишком дороги, и их не смогли распродать, даже задействовав административный ресурс. Однако к концу XIX века все утряслось, и в России проводились десятки лотерей. После короткого запрета большевиками в СССР запустились разнообразные лотереи, самой знаменитой из которых была и остается лотерея «Спортлото».

В настоящее время в России действует несколько негосударственных лотерей: например, те, которые проводит некоммерческая организация «Российский фонд культуры». В 2010–2013 году фонд провел несколько лотерей в серии «Искусство», «Наследие» и «Танец», 10% дохода от которых было истрачено на финансирование целевых мероприятий: выставок, фестивалей, национальных праздников, научных симпозиумов и так далее. Доля целевых отчислений от подобных лотерей в России гораздо ниже западных аналогов, а издержки на проведение лотереи и прибыль оператора — выше.

Петергоф уже вытащил свой счастливый билетик, став одним из последних, кто успел получить разрешение на проведение лотереи. С 1 июня в России вступает в действие закон, запрещающий проведение негосударственных лотерей. Согласно новому закону право организовывать лотереи будут иметь лишь Министерство финансов и Министерство спорта.

Год тому назад министр культуры Владимир Мединский обратился с письмом к правительству, в котором просил разрешить  Минкульту проводить пять всероссийских государственных лотерей. По подсчетам ведомства за пять лет целевые отчисления от проведения этих лотерей составили бы не менее 5 млрд руб., которые можно потратить на финансирование современного искусства, кинематографии, библиотечного дела и прочее. Письм было перенаправлено на экспертизу в Минфин — и поныне там.

И вот на таком фоне Государственный музей-заповеднк «Петергоф» выступил со своей инициативой.
Это чуть ли не самый креативный, изобретательный, быстро меняющийся музей в России. Каждый сезон там открывают для публики все новые залы, дворцы и коттеджи, императорские фермы и спортплощадки. У музея подробнейший сайт, с которого можно бесплатно скачать в телефон путеводитель-навигатор, который будет водить вас по территории и считывать QR-коды, потому что в парке везде есть Wi-Fi. При этом музей нашел очень правильный баланс между традициями и новациями, ведь, в конце концов, главное в музее — это дворцы и интерьеры XVIII века. Инновации Петергофа выходят за рамки искусствоведческо-исторических. В 2011 году в музее был учрежден эндаумент-фонд, рассчитанный на долгосрочное финансирование деятельности музея. Кроме Петергофа, такой фонд есть у Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина; со-всем недавно, в начале февраля, эндаумент-фонд был создан в московском Еврейском музее и центре толерантности.

Эндаумент-фонд, в который благотворители жертвуют средства на цели развития музея, формирует целевой, или, как его иногда называют, вечный, капитал. «С точки зрения действия механизма российский эндаумент мало чем отличается от западной модели: привлеченные фондом пожертвования передаются в профессиональное управление, а полученный от этого доход тратится на нужды организации. Финансирование программ музея происходит за счет доходов от инвестирования целевого капитала, а само тело целевого капитала остается неприкосновенным», — говорит Людмила Пантелеева, начальник департамента УК «Газпромбанк — Управление активами», компании, которая как раз и управляет большей частью целевого капитала Петергофа.В наступившем году Петергоф впервые готовится использовать средства, полученные от управления своим эндаументом. Однако возникает вопрос о пополнении самого целевого капитала фонда. Вот тут-то и родилась уникальная и более чем инновационная идея лотереи. «Мы долго думали, как привлечь средства в эндаумент, и решились на музейную лотерею, первые в России. Первопроходцам всегда трудно, хотя нам и не привыкать. И конечно, здесь важна поддержка. Мы ее получили в лице нашего партнера — Газпромбанка. Теперь наша задача — быстро и успешно провести эту акцию. Мы очень надеемся, что наш опыт будет успешным и подвигнет правительство страны на новые решения по расширению инструментов привлечения внебюджетных средств», — рассказывает Светлана Добросолец, директор Фонда целевого капитала ГМЗ «Петергоф».

В начале февраля состоялся торжественный старт продаж лотерейных билетов, первым покупателем стал футболист Вячеслав Малафеев, после чего остальные билеты отправились к распространителям Петербурга. У организаторов лотереи впереди менее полугода на реализацию тиража билетов, к июню будут объявлены результаты. От того, сработает ли новый механизм сбора средств в сфере культуры и искусства, может измениться далеко не только благосостояние отдельного музея, а система в целом. - Татьяна Маркина (Ъ)

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+