18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Пейзаж в манере ар-брют скрывал кубистическую композицию

№54
Материал из газеты

Картина бельгийского художника Рене Гюйетта оказалась двухслойной. Раннюю работу теперь можно увидеть — но разделить композиции невозможно

«Утраченная» кубистическая композиция бельгийца Рене Гюйетта (1893–1976) нашлась под его же картиной «Пейзаж» (1953), выполненной уже в манере ар-брют. Внучка художника Мануэла де Керхов д’Уссельгем заметила, что в зонах утраты красок по краям полотна видны участки голубого и ярко-желтого пигмента, не сочетающегося с черным, красным и коричневым цветами, преобладающими в картине. Она обратилась в швейцарскую фирму SGS Art Services с просьбой исследовать полотно. Инфракрасная рефлексография и микрорентгенофлуоресцентный анализ обнаружили еще одну композицию, которую де Керхов д’Уссельгем знала по фотографии. Скрытая работа написана около 1941 года, в период увлечения Гюйетта кубизмом. Когда более десяти лет спустя создавался «Пейзаж», художник уже перешел к «грубому искусству». Гюйетт известен повторным использованием холстов из-за вынужденной экономии материалов во время Второй мировой и в периоды, когда радикально менял манеру.

На нынешнем этапе развития технологий разделить композиции невозможно. Но даже если бы такие техники были, остается этический момент, ведь Гюйетт сам решил написать одну картину поверх другой. «Мы убеждены, что этика требует уважать волю художника. Тем более что благодаря науке нам доступны оба измерения», — говорит представитель SGS. Наука помогает найти потерянные работы художников, изучать ход их мысли, а также позволяет оценить аутентичность произведения, как в случае, когда SGS обнаружила изображение трактора 1940-х годов под композицией, имевшей до этого более раннюю датировку.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+