18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Зачем брюссельскому «Гаражу» нужна помощь Центра Помпиду?

№54
Материал из газеты

Создавая в своей столице главный музей современного искусства, бельгийские патриоты хотели бы обойтись без дорогостоящей французской франшизы

Мнения местных художественных кругов о необходимости открытия в Брюсселе центра послевоенного и современного искусства, разумеется, разделились. Сторонники этой идеи уверены: новый музей, сформированный с помощью парижского Центра Помпиду, станет бельгийским ответом на рост влияния и институциональный успех Музея современного искусства в Нью-Йорке и Тейт Модерн в Лондоне. Критики же ехидно интересуются, почему город, ставший популярнейшим направлением арт-туризма, должен экспонировать работы из Парижа, когда в стране достаточно своих шедевров.

Предположительно новый музей откроется к 2020 году в переоборудованном гараже завода Citroën. После оплаты франшизы Центр Помпиду предоставит ему часть экспонатов из своих 120-тысячных фондов. Серж Лавинь, президент Центра Помпиду, отметил: парижане будут консультировать брюссельских коллег «относительно стратегии приобретения работ, схемы развития» и выставочных программ. Под руководством Лавиня французский музей последовательно проводит политику создания временных филиалов по всему миру. Таково, скажем, поп-ап-пространство в Сеуле, открывающееся уже через год.
Впервые мэрия Брюсселя объявила о превращении заброшенного гаража в музей три года назад, однако вскоре проект заморозили из-за разногласий между региональными и государственными властями. Правительству важнее реставрировать существующие музеи (например, Королевские музеи изящных искусств), тогда как региональное горит идеей перестройки гаража в спальном районе. Именно участие Центра Помпиду должно помочь мэрии закончить замороженный проект.

Между тем в бюрократические трения вмешалось влиятельное сообщество брюссельских коллекционеров. Многие из них считают, что потребность в главном музее современного искусства назрела давно. «Я поддержу любую инициативу развития бельгийской культуры, особенно в том, что касается современного искусства», — говорит коллекционер Рональд Розенбаум. Но есть мнение, что такой музей следует создавать самим, без иностранцев. «Да мы легко заполним три таких гаража Citroën послевоенным искусством!» — восклицает коллекционер Вальтер Ванхарентс. Cкептически настроена и Катерина Грегос, экс-директор ярмарки Art Brussels: «Идея сотрудничать с Помпиду — это больше про туризм и создание рабочих мест, про брендинг и продвижение города. Но она не вытекает из естественного развития, способного иметь смысл для города и страны». Есть опасения, что франшиза отберет возможности у других музеев, а они, по словам коллекционера Бенедикта ван дер Ворста, «не должны быть наказаны». Тем более что пресс-секретарь Центра Помпиду уже заявил, что проект с бюджетом €140 млн полностью профинансируют власти Брюсселя.

Но даже самые ярые критики признают: новый музей поможет местной экономике. «Да, это не лучшее решение, но оно станет ступенькой к чему-то большему для Брюсселя, Бельгии и всего европейского контекста», — резюмировала Грегос.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
3
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+