18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Шедевры Ренессанса приедут в Пушкинский музей из итальянских собраний

№54
Материал из газеты

25 картин Тициана, Веронезе и Тинторетто — некоторые из них впервые покинули Италию — покажут в ГМИИ им. Пушкина. Выставка откроется 9 июня и продлится до 20 августа

Выставки полотен великих мастеров из итальянских коллекций стали устойчивой традицией в Пушкинском музее. В 2011-м привезли Караваджо, затем Тициана, следом — художников Возрождения из Академии Каррара в Бергамо, а под конец прошлого года и Рафаэля. В начале июня в музее ожидается еще одно событие — выставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе». Здесь нелишне еще напомнить, что она будет проходить параллельно с уже открывшейся ретроспективой Джорджо Моранди — крупнейшего итальянского художника ХХ века.

В выставку включено 25 картин кисти трех мастеров разных жанров и тематики: от религиозных и мифологических до портретов. Помимо того что в Москве эти произведения будут показаны впервые, часть из них никогда или редко покидала Италию, как, например, «Саломея» Тициана из Галереи Дориа — Памфили в Риме или алтарные композиции Тинторетто из венецианских церквей: «Тайная вечеря» из церкви Сан-Маркуола и «Крещение Христа» из церкви Сан-Сильвестро.

Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ и куратор выставки с российской стороны (итальянский куратор — Томас далла Коста), считает логичным, что выставка трех величайщих венецианских мастеров XVI века открывается вслед за выставкой мастера из Урбино. «Рафаэль — ключевая фигура в искусстве Возрождения, он сформулировал понятие идеала для европейской культуры. Но он представляет магистральную, тоскано-римскую линию Возрождения, венецианская же в этом контексте остается в тени, не раскрывается во всем своем своеобразии, хотя когда мы называем гениев Возрождения — это Леонардо, Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Тициан».

То, что для показа выбрана именно эти три гения — Тициан, Тинторетто и Веронезе, — тоже принципиально. Тициан здесь центральная фигура, он заложил основы венецианской школы с ее интересом к человеку и окружающему его миру, свободной манерой письма прямо по холсту и особым колоритом. Тинторетто же и Веронезе, художники следующего поколения, продолжили традиции венецианской школы, заложенной ее патриархом Тицианом, но каждый по-своему развивал их. «Без этих трех художников невозможно творчество ни Веласкеса, ни Пуссена, ни Рубенса, ни Рембрандта, ни многих других европейских мастеров вплоть до XIX века», — говорит Маркова.

В экспозицию включены и работы из наших собраний, что тоже стало традицией для выставок ГМИИ. Помимо двух эрмитажных картин — «Святого Георгия» Якопо Тинторетто и «Портрета неизвестного» его сына Доменико, зрителей ждут еще два знаменательных события: первый выход на публику после длительной реставрации полотна Веронезе «Воскресение Христа» из собрания ГМИИ и картина Тициана «Венера и Адонис», принадлежащая благотворительному фонду «Классика» и атрибутированная Викторией Марковой как полотно великого мастера.

О работе над атрибуцией «Венеры и Адониса» музей обещает рассказать отдельно.

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе
9 июня – 20 августа

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+