18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Пожароопасный контекст в павильоне Армении

№53
Материал из газеты

Антиквары, ювелиры, художники — Boghossian Foundation воплощает страсть к искусству в новых проектах

В этом году в армянском павильоне на Венецианской биеннале нашли свое совсем не метафорическое выражение самые пламенные художественные порывы. Брюссельский скульптор и художник родом из Армении, сооснователь фонда Boghossian Foundation Жан Богоссян сразу на двух площадках, в Армянском колледже Мурата — Рафаэляна и в церкви Санта-Кроче дельи Армени, показывает серию работ под названием «Негасимое пламя», для создания которых он использовал огонь и дым.

Оставленные языками пламени узоры отсылают одновременно и к абстрактным экспрессионистам, в том числе к любимым автором Джексону Поллоку и Джоан Митчелл, и к пожароопасным перформансам группы Claire Fontaine, когда они сжигали выложенные спичками силуэты стран, пребывающих в состоянии экономического коллапса. Техника, приобретающая популярность и в дизайне (жженая мебель Мартена Баса), здесь становится метафорой артистической пылкости и невероятной увлеченности своим делом.

Последнее характеризует всю семью художника — известных коллекционеров антиквариата, ценителей искусства и ювелиров, основавших в 1992 году культурный фонд Boghossian Foundation.

Начало же семейному ювелирному бизнесу было положено еще в XIX веке. Ювелир в третьем поколении, Оганес Богоссян в 1919 году покинул опасную в то время для армянской общины Турцию и открыл небольшую мастерскую в Алеппо (Сирия), а позднее — сеть магазинов в Бейруте (Ливан). В середине 1970-х его внуки Жан и Альберт перебрались в Европу, где одними из первых стали создавать украшения с цветными драгоценными камнями, привезенными из экзотических тогда Бразилии, Бирмы, Индии и Таиланда. С тех пор оригинальное смешение западной и восточной культур безошибочно читается во всех изделиях Boghossian, а использование новых приемов и необычных техник стало их визитной карточкой. К примеру, вдохновением для коллекции «Искусство инкрустации» послужила техника оформления дворца Тадж-Махал «камень в камне». Сегодня в этой технике выпускается лишь около 30 изделий в год. Художественное видение коллекции продолжают определять искусство Индии эпохи Великих Моголов, орнаменты ваз китайской династии Мин, а также собрание старинных предметов «модного обихода»: несколько сотен шкатулок, заколок, часов, пудрениц, брошей и других антикварных прелестей, которые являются частью семейного наследия в сокровищнице фонда Boghossian Foundation.

Помимо продвижения искусства, фонд занимается многочисленными образовательными и социальными проектами. Благодаря ему в бейрутском Университете Святого Иосифа появился фотоцентр с коллекцией из 7 тыс. снимков. В 2012 году была основана премия в сфере современного искусства Boghossian Foundation Prize, которая с тех пор ежегодно вручается в Ливане и в конкурсе на которую еще можно поучаствовать, отправив заявку до 10 октября. Призовой фонд в $10 тыс. дополняется возможностью сделать выставку в брюссельском Boghossian Foundation — на вилле Ампан. О ней стоит сказать отдельно.

Слияние или соединение культур — идейная константа фонда нашла здесь свое максимальное художественное воплощение. Особняк 1935 года в стиле ар-деко, который барон Луи Ампан завещал государству для создания в нем музея современного искусства, в разное время занимало то посольство СССР, то сквотеры-вандалы. Фонд вернул вилле изначальное великолепие (и удостоился Europa Nostra Prize за качество реставрации) и открыл залы для публики в 2010 году. Здесь хранится семейная коллекция искусства и антиквариата (около четырех сотен экспонатов), здесь же проводятся зрелищные кураторские проекты. Недавно в центре завершилась выставка, посвященная влиянию на искусство декора с работами таких звезд, как Даниель Бюрен, Марсель Бродхарс, Латифа Эшак и Джефф Кунс. А в будущем под кураторством Ханса Ульриха Обриста пройдет выставка «Глобальность» — крупный проект, посвященный мультикультурализму и взаимопроникновению культур. Можно ли найти для него лучшее место, чем дом фонда, основатели которого живут и работают по всему миру, от Швейцарии до Ливана?

Павильон Армении
Негасимое пламя
13 мая – 26 ноября

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+