18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Россия, которую мы продали

Selling Russia’s Treasures / Project directors Nicholas Iljine, Natalia Semenova and Amir G. Kabiri. Paris — New York: MTA Publishing — Abbeville Press, 2013. 362 c. $47,44

Правда о сталинских распродажах из музеев. Новое издание. Только по-английски.

Казалось бы, о печально известных сталинских распродажах художественных ценностей знают все. Но до сих пор список литературы по теме сравнительно невелик: понастоящему качественных книг не наберется и десятка. Поэтому новинка от «законодателей жанра» — Наталии Семеновой и Николаса Ильина, еще в 2000 году выпустивших эталонный сборник-альбом Проданные сокровища России, особенно желанна. Тринадцать лет назад книга вышла только в Москве, и английского издания не случилось. Сейчас ситуация зеркальная: расширенный и дополненный вариант книги выпущен парижским MTA Publishing и нью-йоркским Abbeville Press. В России книга продаваться не будет, что, даже при возможности заказа через интернет-магазины, сильно напоминает о временах тамиздата, когда закрытые в отечестве данные нередко впервые обнаруживались в западных переводах. Все авторы Selling Russia’s Treasures тоже изначально писали по-русски. Система сталинских распродаж 1920-х — начала 1930-х годов работала на всех уровнях — от индивидуальных тайных договоров с именитыми (но желавшими сохранить анонимность в сомнительных сделках) коллекционерами до общедоступных аукционов в берлинских и лондонских галереях и массового потока ценностей, хлынувшего в антикварные магазины Торгсина. Их обилие и баснословная дешевизна поражали иностранцев: как писал один из гостей Москвы в 1932 году, «украшения, оружие, ковры, мебель, картины старых мастеров, вещи религиозного, императорского или великокняжеского происхождения», «иконы, рассортированные в ящиках по размеру», можно было «раздобыть за несколько долларов», «если только дать себе труд нагнуться и порыться в завалах».

Разделы книги, исследующей самые заметные и резонансные потери, тоже словно соревнуются между собой в печальном первенстве: какие из них самые невосполнимые, какие конфискации самые грубые, какие цены самые низкие... Начинается разговор по дореволюционной иерархии — с драгоценностей и регалий дома Романовых, всемирно известных работ мастеров фирмы Фаберже. Продажа сокровищ церкви — памятников иконописи — следует далее. Эта часть издания — серьезное дополнение по сравнению с 2000 годом: старший научный сотрудник Эрмитажа Юрий Пятницкий приводит новые данные о том, как византийские и русские сакральные ценности оказались в собраниях Германии, Франции и США они обобщены и в специальном обзоре в приложении. О судьбе ценностей из великокняжеских дворцов повествует Рифат Гафифуллин, главный хранитель дворца-музея в Павловске.

Как и в первом, российском, издании, центральное место в книге занимает рассказанная со всеми подробностями история «разграбления Эрмитажа», наиболее пострадавшего от сотен конфискаций и потерявшего десятки мировых шедевров. Едва ли кто-либо знает эту болезненную материю лучше, чем автор статьи — специалист эрмитажного отдела рукописей Елена Соломаха. Каталог утрат — настоящий воображаемый музей разлученных полотен: Благовещение ван Эйка, Мадонна Альба Рафаэля, Рембрандт, Рубенс, Пуссен, Ватто... По мановению руки советского правительства музейные залы превратились в аукционные — купить работы можно было прямо из экспозиции!

Только отсутствие мирового спроса на новое искусство оставило в России изъятые из Музея нового западного искусства работы Гогена, Матисса и Пикассо, многие из которых, правда, перекочевали изМосквы в ленинградский Эрмитаж. Это тема статьи хранителя ГМИИ им. А. С. Пушкина Алексея Петухова, тоже, как и текст об иконах, опубликованной впервые. Потери в этом разделе хотя и немногочисленны, но значимы: всемирно известные Ночное кафе Ван Гога или Портрет госпожи Сезанн в теплице находятся теперь в США. Последняя, но важная часть мартиролога утрат — также новый текст о проданных ценных книгах, самая знаменитая из которых — рукописный Синайский кодекс XIV века, покинувший СССР в 1933 году и хранящийся теперь в Британской библиотеке. Потерям здесь ведет счет специалист из РГБ Елена Емельянова.

Завершает основную часть галерея «антигероев» — покупателей ценностей, которые распродавала Советская Россия: Калуст Гульбенкян, Арманд Хаммер, Эндрю Меллон, посол США Джозеф Дэвис. Основательный, отлично сверстанный и внушительно отпечатанный том с задачей каталогизации музейных потерь России от экономически неэффективных распродаж 1930-х годов справился отлично. Хочется надеяться, что дополненного переиздания на русском языке не придется ждать еще 13 лет. - Матвей Ключевой

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+