18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Россия, которую мы продали

Selling Russia’s Treasures / Project directors Nicholas Iljine, Natalia Semenova and Amir G. Kabiri. Paris — New York: MTA Publishing — Abbeville Press, 2013. 362 c. $47,44

Правда о сталинских распродажах из музеев. Новое издание. Только по-английски.

Казалось бы, о печально известных сталинских распродажах художественных ценностей знают все. Но до сих пор список литературы по теме сравнительно невелик: понастоящему качественных книг не наберется и десятка. Поэтому новинка от «законодателей жанра» — Наталии Семеновой и Николаса Ильина, еще в 2000 году выпустивших эталонный сборник-альбом Проданные сокровища России, особенно желанна. Тринадцать лет назад книга вышла только в Москве, и английского издания не случилось. Сейчас ситуация зеркальная: расширенный и дополненный вариант книги выпущен парижским MTA Publishing и нью-йоркским Abbeville Press. В России книга продаваться не будет, что, даже при возможности заказа через интернет-магазины, сильно напоминает о временах тамиздата, когда закрытые в отечестве данные нередко впервые обнаруживались в западных переводах. Все авторы Selling Russia’s Treasures тоже изначально писали по-русски. Система сталинских распродаж 1920-х — начала 1930-х годов работала на всех уровнях — от индивидуальных тайных договоров с именитыми (но желавшими сохранить анонимность в сомнительных сделках) коллекционерами до общедоступных аукционов в берлинских и лондонских галереях и массового потока ценностей, хлынувшего в антикварные магазины Торгсина. Их обилие и баснословная дешевизна поражали иностранцев: как писал один из гостей Москвы в 1932 году, «украшения, оружие, ковры, мебель, картины старых мастеров, вещи религиозного, императорского или великокняжеского происхождения», «иконы, рассортированные в ящиках по размеру», можно было «раздобыть за несколько долларов», «если только дать себе труд нагнуться и порыться в завалах».

Разделы книги, исследующей самые заметные и резонансные потери, тоже словно соревнуются между собой в печальном первенстве: какие из них самые невосполнимые, какие конфискации самые грубые, какие цены самые низкие... Начинается разговор по дореволюционной иерархии — с драгоценностей и регалий дома Романовых, всемирно известных работ мастеров фирмы Фаберже. Продажа сокровищ церкви — памятников иконописи — следует далее. Эта часть издания — серьезное дополнение по сравнению с 2000 годом: старший научный сотрудник Эрмитажа Юрий Пятницкий приводит новые данные о том, как византийские и русские сакральные ценности оказались в собраниях Германии, Франции и США они обобщены и в специальном обзоре в приложении. О судьбе ценностей из великокняжеских дворцов повествует Рифат Гафифуллин, главный хранитель дворца-музея в Павловске.

Как и в первом, российском, издании, центральное место в книге занимает рассказанная со всеми подробностями история «разграбления Эрмитажа», наиболее пострадавшего от сотен конфискаций и потерявшего десятки мировых шедевров. Едва ли кто-либо знает эту болезненную материю лучше, чем автор статьи — специалист эрмитажного отдела рукописей Елена Соломаха. Каталог утрат — настоящий воображаемый музей разлученных полотен: Благовещение ван Эйка, Мадонна Альба Рафаэля, Рембрандт, Рубенс, Пуссен, Ватто... По мановению руки советского правительства музейные залы превратились в аукционные — купить работы можно было прямо из экспозиции!

Только отсутствие мирового спроса на новое искусство оставило в России изъятые из Музея нового западного искусства работы Гогена, Матисса и Пикассо, многие из которых, правда, перекочевали изМосквы в ленинградский Эрмитаж. Это тема статьи хранителя ГМИИ им. А. С. Пушкина Алексея Петухова, тоже, как и текст об иконах, опубликованной впервые. Потери в этом разделе хотя и немногочисленны, но значимы: всемирно известные Ночное кафе Ван Гога или Портрет госпожи Сезанн в теплице находятся теперь в США. Последняя, но важная часть мартиролога утрат — также новый текст о проданных ценных книгах, самая знаменитая из которых — рукописный Синайский кодекс XIV века, покинувший СССР в 1933 году и хранящийся теперь в Британской библиотеке. Потерям здесь ведет счет специалист из РГБ Елена Емельянова.

Завершает основную часть галерея «антигероев» — покупателей ценностей, которые распродавала Советская Россия: Калуст Гульбенкян, Арманд Хаммер, Эндрю Меллон, посол США Джозеф Дэвис. Основательный, отлично сверстанный и внушительно отпечатанный том с задачей каталогизации музейных потерь России от экономически неэффективных распродаж 1930-х годов справился отлично. Хочется надеяться, что дополненного переиздания на русском языке не придется ждать еще 13 лет. - Матвей Ключевой

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+