18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Образы путешествий в палаццо Соранцо

№53
Материал из газеты

Первый проект Пушкинского музея в Венеции посвящен развитию оптики и влиянию путешествий на изобразительное искусство

«Человек как птица. Образы путешествий» — такое название носит выставочный проект Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, который открывается в палаццо Соранцо в дни Венецианской биеннале. Над ним работали сотрудники нового музейного подразделения «Новый Пушкинский», специалисты по современному искусству, но выставка получилась, скорее, исторической, исследующей эволюцию восприятия искусства. Известно, что взгляд на мир средневекового человека отличался от мироощущения человека Нового времени. Новые территории, новые впечатления и особенно путешествия, позволяющие взглянуть со стороны на другие сообщества и чужую природу, радикально изменили социум и искусство. Однако выставка Пушкинского музея рассказывает не только о физических перемещениях, но и о путешествиях в разных измерениях, во времени.

Кураторы, директор музея Марина Лошак и заведующая отделом кино- и медиаискусства Ольга Шишко, считают, что именно благодаря путешествиям человек развил восприятие мира, которое привело к изучению природы и в конечном итоге к возникновению научных инструментов и науки. Они также рассматривают и саму жизнь человека как путешествие, ведь она протекает в познании окружающего мира. В музее обещают, что, «подобно Гулливеру Джонатана Свифта или Алисе Льюиса Кэрролла, зритель испытает на себе непривычные масштабы и перспективы». Раскрывать замысел взялись 14 художников в размышлениях об истории развития визуального образа мира. Центром экспозиции стала видеопанорама, позволяющая взглянуть на мир с точки зрения человека и птицы. В экспозицию вошла знаменитая серия Леонида Тишкова, путешествующего с переносной светящейся луной, звуковая скульптура Юрия Календарева, работы Татьяны Ахметгалиевой, арт-группы «Провмыза», Ирины Затуловской и Дмитрия Булныгина, видеопанорамы московской художницы и куратора Софьи Гавриловой.

Среди участников также есть художники из Аргентины, Бельгии, Германии, Италии и Японии. В качестве бонуса зрителей обещают научить технике гаптического зрения, когда экранные образы побуждают к тактильному контакту с материалом, а глаз превращается в орган осязания. Еще одна тема выставки — связь мировоззрения с развитием оптики, от камеры-обскуры до видеокамер. Чем больше человек путешествовал и познавал мир, тем больше ему хотелось узнать и увидеть. Таким образом развивались ремесла, позволившие усилить человеческое зрение с помощью механической, а позже и цифровой техники.

Сегодня мы скорее напоминаем киборгов, оснащенных записывающими камерами, чем полагающихся лишь на математику и чутье путешественников прошлого. И все же люди по-прежнему далеки от познания мира во всей его полноте, а значит, путешествие продолжается. 

Палаццо Соранцо ван Аксель
Человек как птица. Образы путешествий
13 мая – 5 сентября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+