18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сhristie’s показал русское искусство в Москве

На предаукционной выставке Christie’s в Москве представлены топ-лоты русских торгов, которые состоятся в Лондоне 5 июня. Эстимейты на живопись, графику и прикладное искусство заметно ниже, чем были несколько лет назад

На этот раз выставка в московском офисе Christie’s в Романовом переулке получилась камерной, но разнообразной: портрет кисти Бориса Григорьева, коллекция эскизов театральных костюмов Льва Бакста, старинное русское серебро, брошь Фаберже, агитфарфор и «военные тарелки» Императорского фарфорового завода. Все привезенные в Москву произведения можно будет приобрести на аукционе русского искусства в Лондоне 5 июня.

Единственная живописная работа в небольшой экспозиции — портрет мальчика, созданный Борисом Григорьевым в начале 1930-х годов. Известно, что портрет был написан в тот период, когда художник жил в семье модели, и с тех пор работа переходила по наследству. Сейчас картина впервые выставлена на продажу, и ее предварительная оценка составляет £100–150 тыс.

Выставка Christie’s в Москве — это уникальная возможность увидеть шесть театральных работ Льва Бакста, которые не выставлялись почти 30 лет и знакомы даже не всем специалистам. Графические листы происходят из коллекции американского предпринимателя, бывшего владельца популярной в 1960-х марки готовой женской одежды Jonathan Logan, филантропа и покровителя искусств Ричарда Дж. Шварца (1939−2016), скончавшегося осенью прошлого года. Его главной страстью было американское искусство, на протяжении многих десятилетий он был членом попечительских советов нескольких ведущих музеев США. Как рассказал глава международного отдела русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен, единственным русским художником, чьи работы попали к Шварцу, был Лев Бакст. Коллекционер неохотно показывал свое собрание, поэтому эти эскизы надолго выпали из поля зрения искусствоведов и публики. После смерти Шварца его семья пожелала выставить коллекцию на продажу и обратилась в аукционный дом. Основная ее часть будет продана на торгах американского искусства Christie’s 23 мая в Нью-Йорке, а графика Бакста — на русском аукционе в Лондоне. Это эскизы костюмов к нескольким театральным постановкам, в частности к водевилю «Москва», поставленному антрепризой Марии Кузнецовой-Бенуа в 1922 году в парижском театре «Фемина». Здесь художнику удается создать образ в лучших традициях стиля a la russe: дама изображена в богато украшенном мехами и расшитым золотыми и серебряными нитями наряде, на юбке — золотой петушок; костюм дополняют набивная шаль и традиционный русский кокошник. Выполненный карандашом, акварелью и гуашью рисунок оценен в £80–120 тыс. Самый дорогой лист из этого сета — эскиз костюма Креонта 1904 года к одной из ранних постановок, над которой работал Бакст, — балету «Антигона» по мотивам трагедии Софокла для Иды Рубинштейн на сцене Нового театра Лидии Яворской (эстимейт £100–120 тыс.). Наиболее выразительными представляются три рисунка к балету на сюжет комедии «Шутницы» (фр. Les Femmes de Bonne Humeur) 1917 года (музыка Доменико Скарлатти, хореография Льва Мясина). Образы Никколо, Баттиста и Сильвестра — это уже не просто эскизы костюмов, а настоящие характерные персонажи, созданные художником. Серия оценена в диапазоне от £50 тыс. до £80 тыс. за лист. Наконец, последний из этой коллекции — очаровательный эскиз костюма французской куклы для «Волшебной лавки» Джоаккино Россини 1919 года (эстимейт £50–70 тыс.).

Одна из витрин на выставке отведена агитационному фарфору. В частности, здесь можно увидеть тарелку Государственного фарфорового завода «Комиссар» с надписью «Улица Урицкого», выполненную по эскизу Александры Щекотихиной-Потоцкой в 1921 году. Точно такая есть в собрании Русского музея, а эстимейт более чем скромный — £10–15 тыс.

Пожалуй, ни одна московская выставка топ-лотов русских торгов не обходилась без изделий Фаберже. Эта экспозиция не стала исключением: украшенная эмалью «гильоше» золотая брошь в виде божьей коровки создана ювелиром Михаилом Перхиным, ведущим мастером фирмы Карла Фаберже. Предмет из коллекции знатной дамы уже продавался на Christie’s в 2000 году, на этот раз брошь выставлена на торги с эстимейтом £20–30 тыс.

В разделе декоративно-прикладного искусства также стоит обратить внимание на фарфоровые тарелки на военные темы эпохи Александра II, которые пользуются стабильным спросом, хотя цены на них и снизились (нынешние эстимейты — £12–18 тыс.), и традиционно недооцененное коллекционерами, но очень качественное старинное русское серебро: два серебряных ковша, один — времен правления великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, будущего Петра Великого (эстимейт £35–45 тыс.), и другой — эпохи Екатерины Великой (эстимейт £25–35 тыс.). Все представленные произведения собраны Алексеем Тизенгаузеном и специалистами его отдела в разных частях света: в США, Италии, Франции и Скандинавии.

Говоря о топ-лотах аукциона русского искусства 5 июня, привезенных в Москву, Алексей Тизенгаузен подчеркивал, что эстимейты в этот раз значительно ниже, чем были несколько лет назад, поэтому именно сейчас у коллекционеров появилась уникальная возможность купить недорого великолепные, ранее недоступные вещи. «Это лучший момент собирать русское искусство», — отметил он.

Выставка открыта до 28 апреля.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+