18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Стоунхендж из полотен в ЦДХ

Ася Феоктистова на свой юбилей превратит один из залов ЦДХ в сад живописи, а лучшие современные художники Латвии привезли в Москву в том числе кусочек грядущей Венецианской биеннале

«50 попыток сказать честно». Ася Феоктистова. С 26 апреля по 14 мая

ЦДХ, Expo-88, галерея Аси Феоктистовой Herbarium и галерея Futuro представляют в Центральном доме художника (Москва, ул. Крымский Вал, д. 10) этапный проект Аси Феоктистовой «50 попыток сказать честно». Картины превратят пространство зала № 5 (2-й этаж) в сад живописи — Стоунхендж из монументальных полотен (3х2 м). Нестандартную архитектуру экспозиции дополнят и более камерные вещи, в том числе графика. Каждую работу сопровождает текст, который возникал в процессе написания картины с обратной стороны холста, это часть образа. Открытие проекта, приуроченного к юбилею художницы, состоится 26 апреля в 17:00 в ЦДХ. В программе: перформанс с реальными героями картин, музыкальные импровизации, презентация каталога и розыгрыш 20 его экземпляров.

Подробнее на https://www.facebook.com/feoktistova.asya.artist


«Extension.lv: встреча с самим собой». Вольдемар Йохансон, Роман Коровин, Дайга Крузе, Лиена Мацкус, Диана Тамане, Микелис Фишерс, Андрис Эглитис, Кристапс Эпнерс, Атис Якобсонс. До 14 мая

Галерея «Триумф» (Москва, ул. Ильинка, д. 3/8, стр. 5) представляет пятую выставку в проекте Extension, который показывает актуальную художественную сцену разных стран мира. «Extension.lv: встреча с самим собой» — это показ творчества современных художников Латвии. Большинство художников, представленных на выставке, хотя бы раз в жизни были номинантами или призерами национальной премии «Приз Пурвитиса» (Purvitis Prize). Учрежденная в 2008 году, она стала символом происходящего сегодня в мире современного искусства Латвии.

Характерный для многих стран поиск идентичности в не меньшей степени определяет и художественную жизнь Латвии. Однако эксперименты по конструированию идентичности остались в 1990-х, и сегодня можно наблюдать уже рефлексию над тем, что в итоге приобрело черты реальности, и поиск возможных средств описания этой реальности. Цитата Карла Густава Юнга «Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным», ставшая подзаголовком выставки, как раз описывает данное состояние. Осмысление своего опыта требует, как правило, определенной дистанции, и в случае латвийской художественной сцены такая дистанция обнаруживается в пространстве мифа, мистики и эзотерики.

Неслучайно фраза Юнга лежит в основе проекта Микелиса Фишерса, который в этом году представляет Латвию на 57-й Венецианской биеннале. Художник, создававший провокационные работы в 1990-е годы, уже в наше время обратился к эзотерике, научной фантастике и теориям заговора, то есть к попыткам расшифровать реальность, подобрать к ней соответствующий код. На выставке представлены его масштабный живописный холст MegaMatter и фрагмент будущего проекта для Венецианской биеннале What Сan Go Wrong.

Интерес к мифологическому языку описания и создания реальности разделяют и другие художники. В своей крупноформатной графике Атис Якобсонс совмещает элементы сакральной геометрии с образами из снов, которые визуализируют поиск гармонии. Многосоставная звуковая инсталляция Вольдемара Йохансона, выполненная из тонкого черного гранита, создает медитативное ощущение от зарождения некой гармонии и синтеза звука, пространства и невидимой глазу реальности в результате воздействия визуально упорядоченных геометрических форм и ионизированных частиц.

Кристапс Эпнерс и Лиена Мацкус также обращаются к проблематике наблюдения и медитации. Если для Эпнерса объектом наблюдения является сам взгляд и оптика (видеоработа «Окна» показывает скорее сами окна, нежели то, что они позволяют увидеть), то Мацкус в трехчастной инсталляции «Прыгай в холодную воду» затрагивает старую проблему гармонии человека и природы, но в новых реалиях, а именно в ситуации бегства из города и повседневной суеты, которая проявляется в практиках дауншифтинга.

Андрис Эглитис, один из авторов павильона Латвии на Венецианской биеннале в 2015 году, пытается понять место человека в современном мире путем создания собственной иллюзорной реальности из инсталляций и объектов, которые отсылают к образам современных городов, интерьеров и природы. Повседневность стала предметом анализа в работе фотографа и живописца Романа Коровина, который собрал инсталляцию из небольших живописных полотен и тем самым создал пространство нового смысла, состоящее из остроумных и шутливых обращений к будничным сюжетам. Скорость современной жизни, невозможность фиксации отдельных моментов становится одновременно и темой, и методом работы Дайги Крузе, которая в своей живописной технике пытается отразить опыт существования в постоянном движении.

Ускорение современной жизни не отменяет медитативной установки и интереса к прошлому, и это проявляется в работах Дианы Тамане, которая показывает фрагменты из семейного архива, связанные с личными и телесными эмоциональными переживаниями, и тем самым обнаруживает дополнительные пласты памяти в памяти семьи.

Представленных художников во многом объединяет схожесть профессиональных траекторий. Практически все получили образование в латвийской Академии художеств, принимали участие в выставках в Латвии и за ее пределами, были номинантами или лауреатами «Приза Пурвитиса».

Подробнее на http://www.triumph-gallery.ru/events/extension-lv-vstrecha-s-samim-soboy.html

По материалам пресс-релизов.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+