18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ночь на день поменяли: у картины не только изменился сюжет, но и появился автор

№52
Материал из газеты

Английские ученые установили, что картина, хранящаяся в художественном Музее Холбурна, написана не анонимным последователем, но самим Питером Брейгелем Младшим

Проведенные недавно реставрация и технологическая экспертиза картины из коллекции художественного Музея Холбурна в английском городе Бат подтвердили, что она действительно написана знаменитым мастером Питером Брейгелем Младшим (1564–1638), а не одним из его последователей, как считалось ранее. Это открытие означает, что отныне Музей Холбурна официально стал обладателем самого большого числа произведений фламандского художника среди государственных музеев Великобритании.

Не датированная и не подписанная работа «Свадебный танец на открытом воздухе» (1607–1615) хранилась в запасниках, когда директор музея Дженнифер Скотт решила изучить ее внимательнее. Заручившись финансовой поддержкой частного спонсора Дэвида Пайка, она связалась с реставратором Элизабет Холфорд. В 2011 году благодаря проведенной Холфорд реставрации картину «Посещение крестьянского дома» из коллекции Музея Холбурна удалось атрибутировать как работу Питера Брейгеля Младшего.

Холфорд удалила со «Свадебного танца на открытом воздухе» старую ретушь и два слоя потускневшего лака. В результате вместо сцены ночного празднования обнаружилась дневная пирушка группы веселящихся и танцующих крестьян. Техника нанесения краски совпадает с тем, что можно увидеть на других, давно известных работах Питера Брейгеля Младшего.
Исследование при помощи инфракрасной рефлектографии обнаружило мастерски исполненный подмалевок, характерный для творческого метода художника. «Кстати, именно в этот самый момент мои догадки превратились в нечто большее, — рассказывает Скотт, добавляя, что такие классические детали, как изгибающиеся вслед фигурам деревья, характерны именно для этого художника: — [Уже на подмалевке] видны живость и уверенность приема».

По словам директора музея, специалисты по творчеству Брейгеля, в том числе Кристина Кюрри, сходятся во мнении, что речь идет действительно о подлиннике. Существует более 100 версий «Свадебного танца на открытом воздухе», 31 из которых приписывается лично Питеру Брейгелю Младшему. В основе композиции лежит утраченная картина, написанная отцом художника Питером Брейгелем Старшим, знаменитым своими густо заселенными сценами крестьянских гуляний, который стремился к тому, чтобы его композиции были как можно более точными. Для этого он наряжался простым гулякой и незамеченным наблюдал за пирушками. После смерти художника в возрасте 44 лет его сыновья Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший (оба они вернули в свою фамилию выпущенную отцом букву «h» — Brueghel, чтобы их не путали со знаменитым родителем) не только создавали собственные композиции, но и копировали отцовские.

Скотт объясняет, что крестьянские сцены, созданные Питером Брейгелем Младшим и Яном Брейгелем Старшим, наследовавшими наработкам отца, были очень популярны, и отмечает, что в их цветовом и композиционном решении есть что-то «домашнее и успокаивающее». В XVI–XVII веках эти праздничные пиры олицетворяли простую жизнь людей во времена, когда иностранное господство еще не угрожало фламандским традициям. В Британии же начала XIX века перед лицом угрозы вторжения на остров наполеоновской армии именно такие уютные полотна, проникнутые светом многовековых традиций, приобрели особую притягательность для коллекционеров типа Уильяма Холбурна (картина происходит из его собрания).

Сегодня «Свадебный танец на открытом воздухе» демонстрируется вместе с еще почти 40 произведениями на выставке, посвященной художественному наследию семьи Брейгелей.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+