18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Приключения всадницы

Скульптуру группы AES+F «Первый всадник», стоявшую в Русском музее во дворе Мраморного дворца, демонтировали. Она отправится на реставрацию

В 2007 году в Мраморном дворце состоялась ретроспектива группы AES+F в Русском музее. К выставке художники создали новую работу, пополнившую музейное собрание современного искусства. Скульптура «Первый всадник», изображающая азиатского ребенка, оседлавшего тираннозавра, была установлена во дворе Мраморного дворца прямо напротив памятника Александру III работы Паоло Трубецкого. Сотрудники отдела новейших течений Русского музея сразу окрестили полюбившуюся скульптуру AES+F «девочкой». Стоит отметить, что знаменитый «бегемот на комоде» Трубецкого сменил на постаменте уже не ленинский броневик «Враг капитала», но мраморный автомобиль немецкого художника ХА Шульта, стоявший на этом месте в 1994 году. Сама идея установить еще один конный монумент в городе Медного всадника была сильным постмодернистским жестом — две скульптуры с разницей в 100 с лишним лет не просто вступили в диалог, а начали играть друг с другом в «гляделки», причем современность одерживала верх над императором при почти одинаковой высоте — около семи метров.

Однако простояла в таком виде она недолго: рассказывают, что соседство возмутило тогдашнего губернатора города Валентину Матвиенко, после чего «Первый всадник» был укрыт от взгляда посетителей в брезентовый короб. Только в 2015 году, к открытию обновленной экспозиции Музея Людвига в Русском музее, скульптуру освободили от драпировки, привели в порядок и почистили. При этом выяснилось, что за годы на голове у китайской девочки вороны свили гнездо. Появление скульптуры во дворе Мраморного дворца на том же месте в прежнем виде не осталось незамеченным: очень скоро фундаменталистский ресурс «Русская линия» выступил с обвинениями в адрес современного искусства. После этого скульптуру не убрали, но передвинули по диагонали от входа и площадки с фигурой императора в центре.

Почти десятилетнее пребывание на открытом воздухе без должного ухода сказалось на современных материалах, из которых выполнена скульптура (фибергласс, покрытый полимерной краской). Четвертого апреля «Последнего всадника» демонтировали и отправили на реставрацию. «Весь день грустим, такое чувство, что вместе с этой барышней уехало во внутренний двор что-то очень важное, та жизнь, которой больше не будет», — написала в своем Facebook сотрудник Русского музея Валентина Беляева. Реставраторам необходимо осушить скопившуюся внутри воду и уплотнить стыки, после чего скульптура должна вернуться в экспозицию. Возможно, она сменит привычное место рядом с Александром III на более людное.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+