18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Приключения всадницы

Скульптуру группы AES+F «Первый всадник», стоявшую в Русском музее во дворе Мраморного дворца, демонтировали. Она отправится на реставрацию

В 2007 году в Мраморном дворце состоялась ретроспектива группы AES+F в Русском музее. К выставке художники создали новую работу, пополнившую музейное собрание современного искусства. Скульптура «Первый всадник», изображающая азиатского ребенка, оседлавшего тираннозавра, была установлена во дворе Мраморного дворца прямо напротив памятника Александру III работы Паоло Трубецкого. Сотрудники отдела новейших течений Русского музея сразу окрестили полюбившуюся скульптуру AES+F «девочкой». Стоит отметить, что знаменитый «бегемот на комоде» Трубецкого сменил на постаменте уже не ленинский броневик «Враг капитала», но мраморный автомобиль немецкого художника ХА Шульта, стоявший на этом месте в 1994 году. Сама идея установить еще один конный монумент в городе Медного всадника была сильным постмодернистским жестом — две скульптуры с разницей в 100 с лишним лет не просто вступили в диалог, а начали играть друг с другом в «гляделки», причем современность одерживала верх над императором при почти одинаковой высоте — около семи метров.

Однако простояла в таком виде она недолго: рассказывают, что соседство возмутило тогдашнего губернатора города Валентину Матвиенко, после чего «Первый всадник» был укрыт от взгляда посетителей в брезентовый короб. Только в 2015 году, к открытию обновленной экспозиции Музея Людвига в Русском музее, скульптуру освободили от драпировки, привели в порядок и почистили. При этом выяснилось, что за годы на голове у китайской девочки вороны свили гнездо. Появление скульптуры во дворе Мраморного дворца на том же месте в прежнем виде не осталось незамеченным: очень скоро фундаменталистский ресурс «Русская линия» выступил с обвинениями в адрес современного искусства. После этого скульптуру не убрали, но передвинули по диагонали от входа и площадки с фигурой императора в центре.

Почти десятилетнее пребывание на открытом воздухе без должного ухода сказалось на современных материалах, из которых выполнена скульптура (фибергласс, покрытый полимерной краской). Четвертого апреля «Последнего всадника» демонтировали и отправили на реставрацию. «Весь день грустим, такое чувство, что вместе с этой барышней уехало во внутренний двор что-то очень важное, та жизнь, которой больше не будет», — написала в своем Facebook сотрудник Русского музея Валентина Беляева. Реставраторам необходимо осушить скопившуюся внутри воду и уплотнить стыки, после чего скульптура должна вернуться в экспозицию. Возможно, она сменит привычное место рядом с Александром III на более людное.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+