18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Дмитрий Жилинский в кругу родных и близких

№52
Материал из газеты

К 90-летию Дмитрия Жилинского Третьяковская галерея решила сделать камерную выставку — около 30 работ

Жилинский, без сомнения, титан советской живописи. Обладатель многих наград, лауреат всех возможных премий, он был крупной фигурой в официальном искусстве, однако по сути оставался несоветским художником. Любой даже самый канонический сюжет из арсенала советского искусства у Жилинского превращался в гимн Красоте почище, чем у питерских неоакадемистов. Самые банальные сюжеты он писал сквозь призму классики, цитируя сюжеты Возрождения и даже используя приемы русской иконописи. За что бы ни брался советский академик, получался советский Ренессанс: женщины обращались в мадонн и венер, а мужчины — в итальянских вельмож с полотен любимых им мастеров Раннего Возрождения.

Насыщенные аллегориями и символами картины Жилинского имели и еще один план — личный. Своих героев академик часто писал с близких людей. В канонической картине «Семья. У моря» (1964) изображена его семья: жена Нина, дети и он сам. Мать художника появлялась на нескольких его картинах, в том числе на уже хрестоматийной «Под старой яблоней» (1969). Не раз его героями становились и вторая жена Венера с маленьким сыном Николаем. В картине «1937 год» (1987) показана сцена ареста отца, расстрелянного как враг народа. Даже в триптихе «На новых землях» (1967) об освоении целины Жилинский написал своих друзей и родственников.

В его судьбе именно семья сыграла решающую роль. Бабушка была сводной сестрой Валентина Серова. Она отправила рисунки внука двоюродной сестре Серова Нине Симонович-Ефимовой, а та содействовала поступлению юноши в Институт прикладного и декоративного искусства, где преподавал Владимир Фаворский. Приехав в Москву из Сочи в 1944 году, Жилинский поселился в знаменитом Красном доме в Перово, построенном Фаворским и художниками Иваном Ефимовым и Львом Кардашовым, также связанными узами родства.

Годы общения с кругом Фаворского были бесценны для становления Жилинского, как и Красный дом с его традициями. Учителями Жилинского были лучшие мастера эпохи, в том числе также ставший героем его картин Николай Чернышев, у которого он учился затем в Суриковском институте. В экспликациях на выставке можно прочитать подробную историю создания каждой картины и узнать персонажей из ближнего круга художника. 

Третьяковская галерея
Дмитрий Жилинский. Ближний круг
13 апреля – 2 июля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+