18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Остров сокровищ: коллекция Нукуса впервые в Москве

№52
Материал из газеты

Около 200 произведений из легендарного музея в Каракалпакии

Около 200 произведений живописи, графики и прикладного искусства, которые займут три этажа Отдела личных коллекций ГМИИ и один зал в главном здании, — совсем немного для показа «Сокровищ Нукуса». «Лувром в пустыне» когда-то назвали восторженные французы музей в Нукусе, что гораздо внятнее длинного официального названия — Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого (Узбекистан). «Лувр» — потому что в Нукусе собрано  искусство 20 с лишним веков вплоть до середины XX столетия: от древней керамики и бронзы до работ местных и московских авангардистов и модернистов. «В пустыне» — еще яснее: до затерявшегося в песках Приаралья города (в 800 км от Ташкента) решатся добраться только фанатики. Такие, как наши искусствоведы с художниками или энтузиасты из дальнего зарубежья. Таким был и первый директор и основатель музея Игорь Витальевич Савицкий (1915–1984), художник, впервые увидевший Среднюю Азию студентом эвакуированного в войну в Самарканд Художественного института, а в 1950-м вернувшийся в качестве рисовальщика в составе ленинградской археологической экспедиции на раскопки древнего Хорезма.

Поначалу Савицкий собирал археологические и этнографические артефакты, а с середины 1960-х стал разыскивать произведения художников 1920–1940-х, связанных со Средней Азией. Хранитель древностей, он как бы занялся современной археологией: искал следы тех, у кого учился (например, Роберта Фалька), кого ценил как мастеров (Константин Истомин, Александр Куприн, Александр Осмеркин, Василий Рождественский), о ком узнал случайно и кого возвел в степень «туркестанского авангарда» (Александр Волков Ташкентский и его так называемая бригада — Николай Карахан, Урал Тансыкбаев). Савицкий по натуре был кладоискателем и ради своей страсти мог пойти на многое. Он мог заручиться доверием как местных партийных функционеров, позволявших ему собирать непонятное им искусство, так и художников и наследников тех непризнанных властью мастеров (Ефросинья Ермилова-Платова, Иван Кудряшов, Алексей Рыбников), отдававших ему работы за мизерные суммы или просто под расписку о будущих выплатах (к 1980-м таких векселей набралось на миллион с лишним рублей). Одновременно с ним в те же годы рыскали по стране директор Русского музея Василий Пушкарев, собравший огромную коллекцию северных икон, а также работ мирискусников и русского авангарда, реставратор Савелий Ямщиков и, конечно, знаменитый «частник» Георгий Костаки. Разумеется, Савицкому было трудно конкурировать с этими столичными левиафанами. Зато у него был свой большой «бонус» — почти что гарантированная неприкосновенность: культуру республик в СССР нельзя было обижать. Этой индульгенцией и пользовался Савицкий, спасая в пустыне от небытия имена и произведения, без которых в истории нашего искусства XX века оказалось бы немало пустошей.

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Сокровища Нукуса
6 апреля – 10 мая

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+