18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Остров сокровищ: коллекция Нукуса впервые в Москве

№52
Материал из газеты

Около 200 произведений из легендарного музея в Каракалпакии

Около 200 произведений живописи, графики и прикладного искусства, которые займут три этажа Отдела личных коллекций ГМИИ и один зал в главном здании, — совсем немного для показа «Сокровищ Нукуса». «Лувром в пустыне» когда-то назвали восторженные французы музей в Нукусе, что гораздо внятнее длинного официального названия — Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого (Узбекистан). «Лувр» — потому что в Нукусе собрано  искусство 20 с лишним веков вплоть до середины XX столетия: от древней керамики и бронзы до работ местных и московских авангардистов и модернистов. «В пустыне» — еще яснее: до затерявшегося в песках Приаралья города (в 800 км от Ташкента) решатся добраться только фанатики. Такие, как наши искусствоведы с художниками или энтузиасты из дальнего зарубежья. Таким был и первый директор и основатель музея Игорь Витальевич Савицкий (1915–1984), художник, впервые увидевший Среднюю Азию студентом эвакуированного в войну в Самарканд Художественного института, а в 1950-м вернувшийся в качестве рисовальщика в составе ленинградской археологической экспедиции на раскопки древнего Хорезма.

Поначалу Савицкий собирал археологические и этнографические артефакты, а с середины 1960-х стал разыскивать произведения художников 1920–1940-х, связанных со Средней Азией. Хранитель древностей, он как бы занялся современной археологией: искал следы тех, у кого учился (например, Роберта Фалька), кого ценил как мастеров (Константин Истомин, Александр Куприн, Александр Осмеркин, Василий Рождественский), о ком узнал случайно и кого возвел в степень «туркестанского авангарда» (Александр Волков Ташкентский и его так называемая бригада — Николай Карахан, Урал Тансыкбаев). Савицкий по натуре был кладоискателем и ради своей страсти мог пойти на многое. Он мог заручиться доверием как местных партийных функционеров, позволявших ему собирать непонятное им искусство, так и художников и наследников тех непризнанных властью мастеров (Ефросинья Ермилова-Платова, Иван Кудряшов, Алексей Рыбников), отдававших ему работы за мизерные суммы или просто под расписку о будущих выплатах (к 1980-м таких векселей набралось на миллион с лишним рублей). Одновременно с ним в те же годы рыскали по стране директор Русского музея Василий Пушкарев, собравший огромную коллекцию северных икон, а также работ мирискусников и русского авангарда, реставратор Савелий Ямщиков и, конечно, знаменитый «частник» Георгий Костаки. Разумеется, Савицкому было трудно конкурировать с этими столичными левиафанами. Зато у него был свой большой «бонус» — почти что гарантированная неприкосновенность: культуру республик в СССР нельзя было обижать. Этой индульгенцией и пользовался Савицкий, спасая в пустыне от небытия имена и произведения, без которых в истории нашего искусства XX века оказалось бы немало пустошей.

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Сокровища Нукуса
6 апреля – 10 мая

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+