18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Что случилось в мире искусства 7 марта

Открыт прием заявок на премию «Инновация», спецназ изъял 200 экспонатов из Международного центра Рерихов, 8 марта Третьяковка на Крымском Валу будет работать бесплатно. Эти и другие новости — в нашем обзоре

Открыт прием заявок на премию «Инновация». Как сообщили организаторы, государственная награда в области современного искусства будет присуждаться за проекты, реализованные в 2016 году на территории России, по шести конкурсным номинациям: «Проект года», «Куратор года», «Художник года», «Региональный проект», «Новая генерация» и «Образовательный проект». Руководитель дирекции по специальным проектам РОСИЗО Екатерина Кибовская отметила, что к проекту в этом году привлечены дизайнер Андрей Шелютто, который разработал новый фирменный стиль премии, и художник и режиссер Андрей Савельев, который будет отвечать за намеченную на конец мая церемонию вручения. Подать заявку можно на сайте премии. О том, как прошла церемония вручения предыдущей, 11-й «Инновации», читайте в репортаже TANR.


Спецназ провел обыск в Международном центре Рерихов в Москве — изъяты 200 экспонатов. Как говорится на сайте МВД, картины художников Николая и Святослава Рерихов изъяты в Москве в рамках уголовного дела о крупном мошенничестве в одном из банков. Источники агентства Интерфакс в МЦР сообщили, что среди изъятых экспонатов — девять работ, подаренных музею Борисом Булочником, бывшим председателем правления «Мастер-банка». Уточняется, что эти произведения уже признавались вещдоками по делу о преднамеренном банкротстве банка. Первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К.Рериха Павел Журавихин, в свою очередь, назвал происходящее «разрушением музея». Напомним, что Международный центр Рерихов — общественная организация, располагающаяся в центре Москвы в старинной усадьбе Лопухиных. Подробнее о ситуации в музее и планах по его интеграции с Музеем Востока — в нашем материале.


Выставку «Шедевры нового искусства. Собрание Щукина» в Фонде Louis Vuitton посмотрели рекордные 1,2 млн зрителей. Это значит, что фактически выставку посетил каждый второй житель Парижа, а также это в два раза больше, чем количество посетителей выставки Ивана Айвазовского, проходившей в Третьяковской галерее и ставшей рекордной в России. Напомним, что в музее Фонда Louis Vuitton в Париже до 5 марта можно было увидеть 158 произведений искусства, большая часть которых входит в коллекции Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина: картины Клода Моне, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо. Для этого рабочие часы экспозиции были специально расширены с 7 утра до 11 вечера. Еще до своего закрытия проект получил звание «Выставки года» и был награжден Премией The Art Newspaper Russia, а на сайте ему посвящено несколько материалов.


Шедевр немецкого экспрессионизма ищут в России. «Башня синих лошадей» (1913) Франца Марка, написанная в канун Первой мировой войны, не появлялась на публике после знаменитой нацистской выставки «дегенеративного искусства» в Мюнхене в 1937 году. Однако кураторы выставки, которая открывается в Германии в марте, утверждают, что полотно вполне могло выжить. В пользу этого предположения говорят некоторые свидетельства очевидцев. Так, искусствовед Эдвин Редслоб, до войны возглавлявший департамент культуры правительства Германии, много лет спустя писал, что в начале 1945 года заметил картину на берлинской вилле Haus am Waldsee, где тогда проживал глава нацистского отдела кино. Подробнее о судьбе произведения и предстоящей выставке — на сайте.


С 10 марта в Мультимедиа Арт Музее начнутся лекции лауреатов премии «Просветитель». Об этом сообщает Colta.ru. Тематика выступлений очень широка: от мировой архитектуры, истории религии и этнографии до социокультурной экономики и поведения человека. Прочтут их доктора наук и искусствоведы, чьи научно-популярные издания стали лучшими в 2016 году: Кирилл Бабаев, Борис Жуков, Андрей Зорин, Сергей Кавтарадзе. Лекции будут проходить в 19:00 по будням. Купить билеты и ознакомиться со списком книг, взятых за основу лекций, можно уже сейчас на сайте музея.


8 марта Третьяковская галерея на Крымском Валу будет работать бесплатно. Не надо будет платить за вход на выставку «Оттепель», которая охватывает избранные советские произведения 1953–1968 годов, и за осмотр экспозиции «Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка». Напомним, что начиная с 16 февраля музей вместе с «Живым журналом» запустил интерактивный проект «Слово в искусстве», в рамках которого можно написать отзыв об одной из увиденных картин, чтобы потом его разместили в экспозиции. Своими впечатлениями в блоге уже поделились директор ММОМА Василий Церетели, куратор российского павильона на Венецианской биеннале Семен Михайловский, там же можно познакомиться с анализом творчества Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Марка Шагала от общественно-политических деятелей Ирины Хакамады или Сергея Миронова.


Создано мобильное приложение, распознающее произведения искусства. По словам его создателя Таноса Коккиниотиса, которого цитирует издание New Scientist, программа Smartify совмещает функции музыкальных сервисов Spotify и Shazam, только для визуального искусства. Приложение с помощью технологии распознавания изображения и дополненной реальности позволяет пользователям получить дополнительную информацию о произведении, просто наведя на него камеру телефона. Особенно понравившиеся изображения можно будет сохранять в свою виртуальную галерею. Доступ к приложению должен открыться в мае этого года, а работать оно будет для всех произведений амстердамского Рейксмузеума, Собрания Уоллеса в Лондоне и избранных вещей из парижского Лувра и нью-йоркского Метрополитен-музея.


В Saatchi Gallery напоминают, что до 12 марта все еще можно поучаствовать в международном конкурсе селфи #SaatchiSelfie. Портреты десяти победителей разместят в залах галереи наравне с другими произведениями «первой в мире выставки, посвященной истории саморепрезентации и самолюбования» — «От селфи к самовыражению». Желание повисеть рядом с шедеврами Рембрандта наряду с селфи Камбербэтча и Обамы выразило уже более 8 тыс. человек. Недавно галерея раскрыла имена звездного жюри, которому придется отсмотреть всех конкурсантов: это директор площадки Найджел Херст и плеяда современных британских художников, среди которых Трейси Эмин, Идрис Хан, Джуно Калипсо, немецкий fashion-фотограф Юрген Теллер.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+