18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция по цене картины

№51
Материал из газеты

Министерство культуры Польши за бесценок приобрело уникальное собрание князей Чарторыйских. Сделка, определившая судьбу «Дамы с горностаем» Леонардо да Винчи, продолжает вызывать вопросы

В конце декабря 2016 года польское правительство спешно заключило одну из крупнейших арт-сделок последнего времени. За €100 млн была выкуплена коллекция князей Чарторыйских, включающая в себя 86 тыс. произведений искусства, библиотеку из 25 тыс. книг и рукописей, а также несколько зданий в Кракове, в том числе исторический особняк, где и находится Музей Чарторыйских. Жемчужина коллекции — это, несомненно, «Дама с горностаем» кисти Леонардо да Винчи, одна из 15 его картин, дошедших до нас.

Написанная в 1489–1490 годах, она долгое время считалась пропавшей, пока неожиданно не появилась в Риме. Там в 1798 году ее приобрел князь Адам Ежи, сын Изабеллы Чарторыйской и основатель семейного музея. Когда в 1939 году Польшу оккупировали нацисты, они изъяли весомую часть коллекции князей; 85 работ, включая произведение Леонардо, отобрали для музея Гитлера в Линце. Ганс Франк, назначенный нацистами генерал-губернатор Кракова, проникся к «Даме с горностаем» особыми чувствами и приказал оставить портрет в своем рабочем кабинете. Вернули картину Польше советские войска после ареста Франка. Семье работа была возвращена в 1991 году в рамках реституции. А 29 декабря 2016 года — день, когда «Дама с горностаем» вместе с остальным бесценным собранием Чарторыйских вновь перешла государству, министр культуры страны Петр Глинский назвал «великим для Польши». Однако его восторг разделяют далеко не все.

Управлявший коллекцией попечительский совет Фонда князей Чарторыйских в знак протеста против продажи принял решение о самороспуске. По словам его членов, их даже не поставили в известность о том, что между правительством и главой совета князем Адамом Каролем Чарторыйским велись переговоры. Попечители ставят под сомнение правомерность сделки, заявляя, что этот шаг противоречит уставу фонда, где на продажу коллекции наложен запрет. Как отмечали польские СМИ, после самороспуска попечительского совета устав в ускоренном судебном порядке был изменен.

Привлекает к себе внимание и финансовая сторона сделки. Многие считают, что коллекция продана фактически за бесценок. Для сравнения: не так давно картина Леонардо «Спаситель мира» (около 1490–1519), по слухам, была куплена в частном порядке за $127,5 млн (около €120 млн). Также не очень понятно, зачем приобретать за €100 млн собрание, которое и так было доступно публике. Картина выставлялась в Музее Чарторыйских, объединенном с Национальным музеем в Кракове. Правда, стоит отметить, что с 2011 года часть его залов закрыта из-за дорогостоящих ремонтных работ. На это время многие предметы из коллекции приютили в Национальном музее в Кракове, а знаменитая «Дама с горностаем» сейчас гостит в замке Вавель. Вероятно, теперь ремонт пойдет быстрее. «Нам не хватало средств, чтобы отреставрировать дворец Чарторыйских. Так что, я думаю, продажа собрания — лучшее решение для Польши, польского народа и иностранных туристов», — заявил Адам Кароль Чарторыйский, подписывая соглашение.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+