18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Коллекция по цене картины

№51
Материал из газеты

Министерство культуры Польши за бесценок приобрело уникальное собрание князей Чарторыйских. Сделка, определившая судьбу «Дамы с горностаем» Леонардо да Винчи, продолжает вызывать вопросы

В конце декабря 2016 года польское правительство спешно заключило одну из крупнейших арт-сделок последнего времени. За €100 млн была выкуплена коллекция князей Чарторыйских, включающая в себя 86 тыс. произведений искусства, библиотеку из 25 тыс. книг и рукописей, а также несколько зданий в Кракове, в том числе исторический особняк, где и находится Музей Чарторыйских. Жемчужина коллекции — это, несомненно, «Дама с горностаем» кисти Леонардо да Винчи, одна из 15 его картин, дошедших до нас.

Написанная в 1489–1490 годах, она долгое время считалась пропавшей, пока неожиданно не появилась в Риме. Там в 1798 году ее приобрел князь Адам Ежи, сын Изабеллы Чарторыйской и основатель семейного музея. Когда в 1939 году Польшу оккупировали нацисты, они изъяли весомую часть коллекции князей; 85 работ, включая произведение Леонардо, отобрали для музея Гитлера в Линце. Ганс Франк, назначенный нацистами генерал-губернатор Кракова, проникся к «Даме с горностаем» особыми чувствами и приказал оставить портрет в своем рабочем кабинете. Вернули картину Польше советские войска после ареста Франка. Семье работа была возвращена в 1991 году в рамках реституции. А 29 декабря 2016 года — день, когда «Дама с горностаем» вместе с остальным бесценным собранием Чарторыйских вновь перешла государству, министр культуры страны Петр Глинский назвал «великим для Польши». Однако его восторг разделяют далеко не все.

Управлявший коллекцией попечительский совет Фонда князей Чарторыйских в знак протеста против продажи принял решение о самороспуске. По словам его членов, их даже не поставили в известность о том, что между правительством и главой совета князем Адамом Каролем Чарторыйским велись переговоры. Попечители ставят под сомнение правомерность сделки, заявляя, что этот шаг противоречит уставу фонда, где на продажу коллекции наложен запрет. Как отмечали польские СМИ, после самороспуска попечительского совета устав в ускоренном судебном порядке был изменен.

Привлекает к себе внимание и финансовая сторона сделки. Многие считают, что коллекция продана фактически за бесценок. Для сравнения: не так давно картина Леонардо «Спаситель мира» (около 1490–1519), по слухам, была куплена в частном порядке за $127,5 млн (около €120 млн). Также не очень понятно, зачем приобретать за €100 млн собрание, которое и так было доступно публике. Картина выставлялась в Музее Чарторыйских, объединенном с Национальным музеем в Кракове. Правда, стоит отметить, что с 2011 года часть его залов закрыта из-за дорогостоящих ремонтных работ. На это время многие предметы из коллекции приютили в Национальном музее в Кракове, а знаменитая «Дама с горностаем» сейчас гостит в замке Вавель. Вероятно, теперь ремонт пойдет быстрее. «Нам не хватало средств, чтобы отреставрировать дворец Чарторыйских. Так что, я думаю, продажа собрания — лучшее решение для Польши, польского народа и иностранных туристов», — заявил Адам Кароль Чарторыйский, подписывая соглашение.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+