18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Незримые тени и придворные кавалеры

Биография Диего Веласкеса, написанная Александром Якимовичем и вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей», ставит вопросы не только о природе искусства, но и о свойствах королевской власти

Кажется, в последнее время в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» актуализировалась тенденция, в рамках которой об известных персонажах из разных областей (прошлого и настоящего) пишут известные авторы: прозаики, философы, искусствоведы, переводчики. Иногда подобное соединение кажется до смешного несимметричным, но нередко писательский темперамент и искренний интерес к объекту исследования позволяют добиться впечатляющих результатов. В этом смысле выход в свет книги о Диего Веласкесе за авторством Александра Якимовича вполне объясним и закономерен, ведь имя последнего хорошо известно как в искусствоведческом мире, так и за его пределами. На протяжении многих лет Якимович изучает отношения между классическим искусством прошлого, авангардом ХХ века и актуальными практиками настоящего. Надо сказать, что книга о Веласкесе не является исключением: обращаясь в далекое прошлое, автор не только параллельно держит руку на пульсе настоящего с его военными и автократическими реалиями, но и обращается к способу письма, который привычен скорее для современной прозы, нежели для классической беллетризованной биографии. Но для полноценного романа о художнике здесь чего-то все-таки не хватает: исследовательская и, скажем так, исповедально-рефлексивная линии лишь намечены, но не проявлены полностью. Возможно, дело в том, что Якимович даже и не думает прятать свой интерес к Веласкесу-художнику и Веласкесу-человеку за непроницаемой «объективностью».

Впрочем, в случае посвященной испанскому придворному гению книги мало говорить об авторском интересе к предмету исследования — здесь имеет место, скорее, завороженность, если не одержимость, художником, его работами, а также описываемой эпохой и действовавшими в ней персонажами. В книге есть пассаж, где автор почти извиняется за чрезмерную увлеченность предметом, которая может быть непонятна и непривычна для читателя, рассчитывавшего на более легкое и предсказуемое чтение. Достаточно лишь взглянуть на приведенную в конце книги библиографию, включающую главным образом редкие и специальные издания, — думается, автор вправе требовать от читателя тех же усилий, которые потребовались ему для многолетнего изучения жизни и творчества художника.

Как и в случае любой популярной биографии, хочется сказать, что центральное место в ней занимает сам художник, но здесь это будет не совсем правда. В своем исследовании Александр Якимович стремится идти от общего к частному, от большого масштаба к малому (вплоть до микроскопического, если говорить о тонком анализе полотен, коего в рассматриваемой книге предостаточно). Жизнь Веласкеса словно бы вплетается в контекст европейского общества XVII века, главным образом в «историко-эстетический» контекст испанского двора, где каждое движение было подчинено ритуалу, завораживающему и в то же время загораживающему монарха и придворных от общества.

Главной жертвой подобного положения, согласно Якимовичу, был отнюдь не дисциплинированно выполнявший заказы труженик Диего Веласкес, а король Филипп IV, в котором обязательная ритуальность накладывалась на мятущуюся сложную натуру. «Монарх надевал на себя броню бесстрастия и доходил в этом деле до крайних пределов еще и потому, что у него внутри все вскипало и бурлило. Он был по натуре достаточно неуравновешенный человек и даже изрядный невротик, которому удалось держать себя в руках более четырех десятков лет подряд и почти никогда не выплескивать наружу свою неуравновешенность».

Если объединить рассматриваемые в книге премудрости испанского двора, психологическую (порой психоаналитическую) подоплеку властных жестов и сложную символичность полотен Веласкеса, можно сказать, что Александру Якимовичу удалось показать, как власть абсолютистского толка отзывается в художественных аллегориях, бессмысленных ритуальных движениях, а также размышлениях человека, не способного с этой властью справиться.

Используя художественно-исследовательскую оптику ХХ века, Якимович исследует феномен власти века XVII, давящей своей избыточностью тех, кому она была дана по праву. «Она слишком большая, эта власть, слишком мощная, и она сковывает прежде всего своего носителя. Материя мира свободна, богата, неистребима, и она живет своей одушевленной жизнью. Повелители мира сего на этом празднестве живой материи, скорее, вторичны и проблематичны и даже, пожалуй, не вполне обязательны».

И все-таки отношения между Филиппом и придворным живописцем Веласкесом не выходят за рамки «субординации», ведь до того, как стать нелегитимной и даже смешной, власть «полновесная и нераздельная, церковью освященная, есть высшее благо и достижение разумного и нравственного человека…» Это противоречие власти интересовало многих и многих исследователей, в том числе Мишеля Фуко, незримая тень которого встает и на страницах книги Александра Якимовича.


Якимович А. К. Веласкес. М.: Молодая гвардия, 2016. 268 с. Серия «Жизнь замечательных людей», «Биографии», выпуск 1576.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+