18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Художники против Трампа и ксенофобии

Международный проект «Руки прочь от нашей революции!» объединяет все больше сторонников среди художников, арт-критиков и руководителей музеев

Похоже, этот год действительно станет революционным для мирового искусства. Вместе с открытием выставок, посвященных 100-летию Октябрьской революции 1917 года, арт-сообщество развернуло грандиозную кампанию против правого популизма вообще и политики президента США Дональда Трампа в частности. К художественной акции «Руки прочь от нашей революции!» уже присоединилось более 200 влиятельных художников, арт-критиков, руководителей музеев.

О главной цели стартовавшей 16 февраля кампании сообщается на ее интернет-странице на десяти языках. «Мы — глобальная коалиция, утверждающая радикальную природу искусства. Мы убеждены, что искусство может помочь в противостоянии нарастающей риторике правого популизма и фашизма и ее все более явных форм — ксенофобии, расизма, сексизма, гомофобии и беззастенчивой нетерпимости. <...> Свобода и справедливость никогда еще не были столь хрупки и близки к тому, чтобы ускользнуть от нас, как сейчас. Как художники мы обязаны переосмыслить и воссоздать социальные отношения, которые оказались под угрозой право-популистской власти. Наша обязанность — противостоять этому и проявлять солидарность. По-тихому мы не уйдем. Наша задача и потенциальная возможность — с помощью своих собственных форм выражения и общественных пространств вовлечь людей в совместное, наглядное и открытое осмысление и обсуждение идей», — гласит манифест проекта (стиль и орфография авторов сохранены).

Объединил арт-сообщество живущий между Берлином и Лондоном художник, профессор Гамбургского университета искусств Адам Блумберг. В своем комментарии британской газете Guardian он отметил, что первые выставки современного искусства, в которых художники смогут в любых формах выразить свою резко критическую позицию, откроются в марте. По его словам, их география «не будет ограничена США и Европой, но дойдет до Мексики и Нигерии». Список тех, кто уже включился в протестное движение, доступен на сайте: это художники Олафур Элиассон, Корнелия Паркер, Мэтью Барни, Эд Руша, Тасита Дин, арт-критик Розалинда Краусс, директор галереи Whitechapel Ивона Блазвик, директор Тейт Модерн Фрэнсис Моррис и многие другие.

Среди них и Аниш Капур, который недавно пожертвовал полученную им премию Genesis на привлечение внимания к проблемам беженцев. В начале февраля художник, переиначив Бойса, создал работу «Я люблю Америку, но Америка не любит меня», в которой выразил протест против миграционной политики Дональда Трампа. Он предложил всем подключиться к этому начинанию и «использовать работу Йозефа Бойса как инструмент социальных изменений», чтобы продемонстировать свое негативное отношение к ксенофобии.

Вступить в арт-коалицию «Руки прочь от революции» может каждый, заполнив форму и указав, какими свободами он дорожит и как может помочь движению. На страницах проекта в соцсетях его участники отслеживают последние события, связанные с притеснением свобод художников, а также организуют или поддерживают акции против ксенофобии и расизма в искусстве. Так, совсем недавно сотрудники Музея Дэвиса в Массачусетсе убрали из залов все работы иммигрантов в качестве протеста против введенного Трампом временного запрета на въезд в США для беженцев и иммигрантов из ряда стран, а отсутствующие картины, среди которых пейзажи переехавшего в Америку из Лондона художника XIX века Томаса Коула, работы абстракциониста русского происхождения Ильи Болотовского и современной художницы кубинского происхождения Аны Мендьеты, заменили табличками «Сделано иммигрантом».

Активисты арт-революции также вспоминают о расследовании в Южной Корее, раскрывшем «черный список» художников, неугодных властям и не рекомендованных для госфинансирования, куда вошло 9473 имени. Упоминаются и другие похожие акции, например январский перформанс актера Шайи Лабафа в нью-йоркском Музее движущегося изображения. По замыслу автора на протяжении всего президентского срока Трампа к установленной камере, трансляция с которой велась круглосуточно, мог подойти любой желающий и сказать: «Он не разделит нас». Возле камеры начали возникать драки сторонников и противников президента, проект трактовали как политический митинг, после чего актера арестовали. Сейчас он освобожден, и трансляция предполагается уже с новой камеры на стене театра в Альбукерке в штате Нью-Мексико. Пока на ней ничего не видно.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+