18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ленин, Малевич и пустота: тело вождя скопируют для биеннале в Венеции

Проект к 100-летию русской революции должен рассказать, как работают символы в эпоху «постправды»

Посетители 57-й Венецианской биеннале современного искусства (13 мая — 26 ноября) этим летом смогут увидеть интерпретацию Мавзолея Ленина внутри трехмерной версии «Черного квадрата» Казимира Малевича. Проект называется «Объект № 1» — говорят, такое название дали телу вождя после его смерти в 1924 году.

Проект, отмечающий юбилей революции 1917 года, стал результатом сотрудничества лондонской галереи русского искусства и дизайна Grad, мадридской компании Factum Arte, цель которой — работа с современными технологиями в области классического и современного искусства, и лондонского архитектурного бюро Skene Catling de la Peña. С помощью новых технологий «Черный квадрат» Малевича будет превращен в восьмиметровый черный куб, который появится на набережной Дзаттере в Венеции. Реконструкция саркофага Ленина, основанная на оригинальных чертежах 1920-х годов архитектора Константина Мельникова, разместится внутри постройки. «Внутрь саркофага будет помещена копия тела Ленина, сделанная с помощью „карты глубины“», — говорится в пресс-релизе. Копию мумифицированного тела Ленина будет окружать амфитеатр на 60 мест, где посетители смогут обсудить «современное значение этих двух знаменитых образов».

Директор и главный куратор Grad Елена Судакова рассказала The Art Newspaper: «Когда вы зайдете в куб, вы увидите весьма реалистичный портрет Ленина, основанный на его первых посмертных масках, который будет проецироваться на стену. Мы практически позволяем Малевичу поглотить Ленина. Когда вы обернетесь, вы увидите его фигуру, распечатанную на 3D-принтере. С одного угла обзора она будет выглядеть как тело Ленина, а с другого — как пустота».
Согласно замыслу инсталляция должна ставить под сомнение такие категории, как власть и рождение мифов, в России и не только, обращая внимание на подъем популизма в политике по всему миру. «Мы привозим в Венецию две иконы XX века: „Черный квадрат“ Малевича и Ленина. Мы хотим обратиться к прошлому и одновременно исследовать новые возможности символов в эпоху постправды», — комментирует Елена Судакова.

«Черный квадрат» Казимира Малевича уже столетие остается одним из самых важных для современного искусства произведений, но и к образу Ленина актуальные художники обращались не раз.

В 1993 году создатели соц-арта Виталий Комар и Александр Меламид провели на Красной площади перформанс «Что делать с Мавзолеем Ленина?». Они показали электронную «бегущую строку», которую предлагали установить на Мавзолее поверх надписи «Ленин», чтобы она отображала последние новости, прогноз погоды, литературные произведения и тому подобные сведения.

Неоднократно использовала образ вождя пролетариата арт-группа «Синие носы». Например, в 2004 году в рамках инсталляции «Маленькие человечки», в которой видео с переворачивающимся во сне вождем проецировалось на дно картонной коробки, за что было прозвано «Ленин, переворачивающийся в гробу». В 2011 году «Синие носы» создали хрустальные копии памятников мировой архитектуры для музея «Кристаллические миры Swarovski», среди построек был и Мавзолей. Внутри него проецировалась видеозапись с произносящим речи и активно жестикулирующим Лениным.

Интересно, что тема черного куба (правда, не имеющего отношения к Малевичу) тоже не нова для Венецианской биеннале: работу Грегора Шнайдера Cube Venice 2005 — 15-метровый черный куб — отказались показывать на 51-й Венецианской биеннале из-за ассоциаций с Каабой — священной для мусульман кубической постройкой в Мекке.

Материалы по теме:
Разрушить клише
Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+