18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Первая в Европе ретроспектива Марины Абрамович открылась в Стокгольме

В Музее современного искусства зрителей ждут не выставлявшиеся прежде ранние работы художницы, а также новый, грандиозный перформанс

Выставка под названием «Уборщик» демонстрирует более 120 произведений знаменитой художницы: документации перформансов, видео, фотографии и дневники начиная с 1960 года. В ретроспективу вошли не выставлявшиеся прежде картины, аудиоработы и личные вещи, а также документация проектов, выполненных вместе с бывшим партнером Улаем, которому год назад за нарушение договора о сотрудничестве Абрамович была вынуждена выплатить компенсацию в €250 тыс. На выставке специально обученные исполнители повторят три перформанса художницы: «Чистка зеркала» (1995), «Искусство должно быть красивым» (1975) и серию «Освобождения» (1975).

С 27 февраля по 5 марта совсем недалеко от музея, в Хоровом центре Эрика Эриксона, пройдет одноименный с выставкой перформанс «Уборщик», посвященный теме уязвимости. Задуманное Абрамович совместно с хореографом Линси Пейсингер действо обещает быть грандиозным, в нем участвует 30 актеров, 15 певцов и 40 хоров. На представление допускаются лица с 12 лет.

На пресс-конференции, посвященной новому проекту, перформансистка призналась, что заново переживать свое прошлое «было угнетающе», однако добавила, что «именно благодаря воспоминаниям детства есть много материала для работы». Год назад, к 70-летию, художница выпустила мемуары «Проходя сквозь стены», где подробно описала историю своей жизни. Первая обобщающая творчество Марины Абрамович выставка состоялась в 2010 году в нью-йоркском Музее современного искусства. В 2011 году в музее «Гараж» в Москве проходила ее крупная ретроспектива, в рамках которой она устраивала персональные тренинги для российских перформансистов.

Расписание перформансов в Стокгольме. Выставка работает до 21 мая.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+