18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Ожившая сказка Екатерины Великой

№50
Материал из газеты

Выставка в Малом дворце музея-заповедника "Царицыно" посвящена неоконченной пьесе императрицы "Чесменский дворец", сюжет которой не уступает лучшим образцам готического романа

Когда в 1755 году императрица Екатерина Великая заказывала  Василию Баженову проект подмосковной резиденции Царицыно, она хотела, чтобы та непременно была в «готическом вкусе». Чуть позднее, под влиянием «Замка Отранто»  — первого готического романа (1764), императрица, мгновенно реагировавшая на литературные веяния и новинки, делает наброски своего «Чесменского дворца». В ночном замке сторож застает говорящие друг с другом портреты правителей — вот мистическая основа сюжета так и не оконченной пьесы, воплотить которую взялся куратор Сергей Хачатуров. Действие выставки «Ожившая пьеса императрицы» разворачивается в четырех залах царицынского Малого дворца. Перечень действующих лиц, ее «первая страница» вырисовывается галереей образов центрального зала. Монаршие особы от Всеволода Большое Гнездо до Фридриха II Великого смотрят друг на друга с барельефов современных авторов Алексеея Политова и Марины Беловой, молчаливо перебрасываясь шутками и остротами, размещенными над их головами. Мистификация отлично рифмуется с типом общения в социальных сетях, считает куратор. Сама Екатерина II,  литературное наследие которой составляет около 30 произведений, в своем журнале «Всякая всячина» любила высмеивать своих придворных. В свою очередь, современным художникам даже не понадобилось что-то придумывать: разоблачающего пафоса пьесы XVIII века хватило, чтобы обнаружить в далеких от народа величествах живых людей, сетующих, например, на то, что о людях судят по бороде, или оправдывающихся, что «каждый царствует, как может». Игровой характер экспозиции поддерживает камерный театр-инсталляция Евгении Буравлевой и Егора Плотникова. Проводником в него выступает все тот же сторож, сделанный из гипса. Тот пытается разглядеть, что скрыто за шторкой театральной ширмы и услышать разговоры участников этой вневременной политической сцены.

Помимо исторических экспонатов из коллекции музея, едва подсвеченных, чтобы сохранить готическую атмосферу, поддерживает теневые проекции «Волшебного фонаря» и снятый Юлией Овчинниковой по мотивам екатерининской пьесы фильм, где молодой актер «Гоголь-центра» Филипп Авдеев с чувством зачитывает фантастическую пьесу в лицах.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+