18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Древо жизни

№50
Материал из газеты

В штаб-квартире дома Fendi в Риме открылась выставка одного из самых оригинальных скульпторов современности — Джузеппе Пеноне

Итальянский модный дом Fendi известен своим трепетным отношением к объектам истории и искусства, связанным с его родиной. Начиная с восстановления Дворца итальянской цивилизации (или «квадратного Колизея») и заканчивая реставрацией небольших исторических памятников, Fendi старается постоянно укреплять связь с культурным наследием Италии. Этим же идеалам служит и новая выставка во Дворце итальянской цивилизации, который, к слову, после реставрации перешел в ведение марки и стал штаб-квартирой Fendi. В конце января на первом этаже палаццо открылась выставка «Матрица» итальянского скульптора, яркого представителя течения arte povera Джузеппе Пеноне, которая продлится до 16 июля.

Пеноне творит уже 40 лет и давно зарекомендовал себя одним из самых оригинальных современных скульпторов. Он ставит деревья на макушки корнями вверх, собственными руками вырубает из деревянных колоссов тонкие фигуры, наполняет музейные залы сухими листьями или собирает их в кучу и падает в них ничком, рисует человеческие лица колючками, а отпечатки пальцев делает объемными и выливает их из бронзы, спиливает годичные кольца деревьев по окружности до тонкого скелета или, наоборот, опустошает внутри, оставив одинокую трубу из коры. Для него искусство — это всегда связь человека с природой.

Как объясняет сам Пеноне, каждая его работа меняется в зависимости от места, где она установлена, и все они ведут диалог с пространством и меняют его восприятие. Они рождаются из единения материи и места и в то же время выходят из риторики материалов и культуры, подчеркивают контраст между необходимыми вещами и пустой демагогией.

Курирует выставку Массимилиано Джони, естественно, тоже итальянец, художественный руководитель Нового музея в Нью-Йорке и куратор 55-й Венецианской биеннале современного искусства. Выставка работ Джузеппе Пеноне — важное институциональное событие, поскольку собрала в одном месте лучшие работы художника наряду с новыми произведениями, созданными специально для нее, и редкими экспонатами, которые показывают в Италии впервые. Вся экспозиция выстроена как загадочная иллюзия присутствия природы внутри замершего каменного пространства первого этажа палаццо. Как всегда у Пеноне, это диалог — на этот раз истории, культуры, времени и естества природы.

Название выставке дало одно из самых впечатляющих произведений автора — «Матрица», 30-метровая скульптура из ствола ели. Дерево, распиленное вдоль на две половины, с вырезанной сердцевиной, открывает прошлое старой ели, показывая, как статичный предмет может постоянно меняться внутри.

На выставке можно увидеть знаменитое на весь мир произведение «Повторяя лес». Ряд тонких стволов на объемных основаниях — не что иное, как вырезанные из цельных бревен скульптуры, которые обнажают скелет дерева. Другая серия, «Каменные листья», демонстрируется в Италии впервые. Фрагменты стволов и капителей древних колонн висят на тонких ветвях деревьев, которые склоняются под тяжелыми глыбами, — понятная аллегория связи природы и истории в исполнении Джузеппе Пеноне. Отдельного внимания заслуживают полотна из серии «Контакт» — огромные картины с еле различимыми фрагментами человеческого лица, которые выложены тысячами шипов акации. Острые, но нежные колючки показывают даже не лица, а будто их мимолетное проявление на холсте, похожее на след отпечатка пальца. Помимо многих других произведений, выставка включает две скульптуры, установленные за пределами дворца; одна из них — 20-метровая «Ель» — создана специально для этой выставки и предстала перед публикой впервые.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+