18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей Тиссен-Борнемиса рискует лишиться коллекции Кармен Серверы

Более 400 работ из собрания баронессы покинут мадридский музей, если на этой неделе министр культуры Испании не предложит ей новые условия

Музей Тиссен-Борнемиса в Мадриде зашел в тупик. Тридцатого января истек срок действия соглашения о предоставлении ему в аренду коллекции 73-летней баронессы Кармен Серверы, вдовы промышленного магната барона Ганса Генриха Тиссен-Борнемиса. Новый договор до сих пор не заключен. В подвешенном состоянии оказалось 429 работ, общая стоимость которых оценивается в €750 млн (в том числе произведения Клода Моне, Анри Матисса и Пабло Пикассо).

Сервера пригрозила вывезти свое собрание из страны, если новое соглашение не будет позволять ей передавать вещи на временные выставки в испанские музеи и за рубеж. Министр образования, спорта и культуры Испании Иньиго Мендес де Виго пообещал, что договоренность будет достигнута уже к концу недели.

Большинство работ, хранящихся в Музее Тиссен-Борнемиса в историческом дворце Вильяэрмоса, происходит из личной коллекции барона Ганса Генриха Тиссен-Борнемиса. В 1993 году музей приобрел 775 предметов из нее, охватывающих период с XIII по XX век, за $350 млн.

В 1999 году к собранию барона добавилась собственная коллекция Серверы, которая заключила с музеем долгосрочный контракт на 11 лет. Когда истек срок его действия, баронесса безуспешно попыталась продать коллекцию государству, и с тех пор контракт продлевался ежегодно, пока в 2016 году не было заключено последнее полугодовое соглашение.

Кармен Сервера заявила, что хотела бы, чтобы ее коллекция продолжала демонстрироваться рядом с произведениями из собрания покойного мужа и что ее «искренним желанием остается сохранение коллекции в Испании». С расчетом на это в 2004 году музей во дворце Вильяэрмоса был значительно расширен, однако теперь баронесса настаивает на том, что продление соглашения зависит от договоренности о новых, более гибких условиях аренды произведений государством. Это решение она объяснила необходимостью думать о своем имуществе, поскольку у нее есть родной сын и удочеренные в 2007 году близнецы.

До сих пор у Кармен Серверы было право продать 10% от общей стоимости коллекции. Так, цена ушедшей за £22,4 млн на Christie’s в 2012 году работы Джона Констебла «Плотина» (1824) составила 5% от стоимости всего собрания. Теперь же баронесса хочет распоряжаться судьбой примерно 60 работ в год, чтобы «иметь возможность выставлять их в Испании и за границей».

В 2011 году Сервера открыла Музей Кармен Тиссен в Малаге во дворце Вильялон, где хранится 300 произведений испанских художников XIX века. Недавно баронесса объявила об открытии в марте еще одного Музея Кармен Тиссен — в княжестве Андорра, где она живет со своей семьей.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+