18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Советское искусство признали европейским

На выставке «Искусство Европы. 1945 - 1968 гг.» в немецком Центре искусства и медиатехнологий ZKM (Карлсруэ) впервые убедительно доказано, что страны советского блока были частью общего европейского художественного пространства

На прошлой неделе закончила свою работу выставка «Искусство Европы. 1945–1968 гг.» в немецком Центре искусства и медиатехнологий ZKM (Карлсруэ), где впервые так убедительно доказывается, что страны советского блока были частью общего европейского художественного пространства. Летом прошлого года она уже была показана в брюссельском Центре изящных искусств BOZAR, а сейчас готовится к отправке в ГМИИ им. А.С.Пушкина, где пройдет с 7 марта по 21 мая, завершив свое международное турне.

Главная идея этого проекта — представить послевоенное искусство по обе стороны железного занавеса как единое культурное пространство, продемонстрировать, что художники, хотя и были изолированы друг от друга политическими границами, обращались к одним и тем же проблемам, а в своих работах зачастую приходили к схожим решениям. По словам одного из кураторов Петера Вайбеля, политическое деление не должно определять границы культуры и «Шекспир не перестает быть европейцем после Брекзита, а Достоевский остается частью европейской культуры, несмотря на санкции против России». И правда, удивительно, что хотя с момента воссоединения Европы прошло уже больше четверти века, этот проект стал одной из первых попыток переосмыслить послевоенное европейское наследие как единый культурный феномен.

Хронологическими рамками выставки стали две важные даты в европейской истории. С одной стороны это 1945 год — конец Второй мировой войны и раздел Европы на два конфронтационных лагеря, а с другой — 1968 год, год студенческих восстаний, Пражской весны, а также начала войны во Вьетнаме, положивших конец многим надеждам послевоенных лет.

Выставка была подготовлена четырьмя международными организациями: помимо трех уже названных музеев, активное участие в ее создании принял Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО. Основными кураторами выступили историк искусства Экхарт Гиллен, специализирующийся на немецком искусстве периода раздела Германии, а также руководитель ZKM Петер Вайбель, уже известный российской публике как куратор 4-й Московской биеннале современного искусства. Вместе с ними выставку готовили молодые российские специалисты Дарья Милле (ZKM) и Даниил Булатов (ГМИИ им. А.С.Пушкина). Из трех выставочных площадок экспозиция в Карлсруэ стала самой репрезентативной. Особой гордостью проекта в ZKM является попытка предложить новую схему развития послевоенного искусства европейского неоавангарда, включающую на равных искусство Восточной и Западной Европы.

Повествование выстраивается в десяти разделах, соответствующих фазам становления послевоенного неоавангарда. Открывает выставку раздел «Травма и память», погружающий зрителя во все ужасы недавно закончившейся войны и вобравший в себя главным образом фигуративное послевоенное искусство. Главные мотивы — пустынные пейзажи разрушенных городов, потерянный человек, сцены войны и насилия, по-новому осмысленные библейские мотивы. Тут и Пабло Пикассо, и Люсьен Фрейд, и ранний Элий Белютин, и послевоенный Владимир Татлин, Вернер Тюбке и Виктор Попков. Затем зритель знакомится с миром мятежных и эмоциональных ташистов и информель, собранных в разделе «Абстракция», на смену которым приходит «Материальная живопись. Кризис живописи на холсте». Постепенно искусство начинает уходить от традиционных форм, видимо, более не способное говорить о современном состоянии мира тем языком, которым пользовались художники в довоенные годы. Как емко выразил этот переход к новым формам искусства Теодор Адорно: «Писать стихи после Освенцима — варварство». Эта фраза стала своеобразным эпиграфом к выставке.

Следующими разделами становятся «Уничтожение средств репрезентации» и «Новый реализм. От репрезентации к реальности», где показан путь искусства от постепенного вымещения самой техники живописи, которую заменяют материалами повседневного быта: металлом, бетоном, мрамором, деревом, пластиком, резиной и т. д. Особенно сильно эта тенденция заявила о себе в Италии, подготовив почву для возникновения arte povera (Марио Мерц, Микеланджело Пистолетто). Постепенно желание изображать окружающую действительность начинает замещаться включением самой реальности в художественное произведение, что проявилось в творчестве Армана, Христо, Даниэля Споэри, Гюнтера Юкера, Михаила Рогинского и художников британского поп-арта.

Завершающие пять разделов выставки посвящены новым формам искусства. «Новое видение и новые тенденции» вместе с «Новыми формами интерактивности» рассказывают о кинетическом, оптическом и кибернетическом искусстве, которому на выставке в ZKM уделено особенно много внимания. Затем приходит черед «Искусства действия», где речь идет в первую очередь о перформансе (Йозеф Бойс, художники группы Fluxus, интернациональный ситуационизм). Отдельного раздела заслужило «Концептуальное искусство» и его главные европейские представители Art & Language, Марсель Бротарс, Илья Кабаков. Финальным аккордом выставки становится «Медиаискусство» с работами Нам Джун Пайка, Ги Дебора, Тадеуша Кантора и казанского художника Булата Галеева, экспериментировавшего со светомузыкой в 1960-е годы.

Помимо того что на выставке можно встретить практически всех главных классиков эпохи (Жан Дебюффе, Ив Кляйн, Жан Тэнгли, Герхард Рихтер, Ги Дебор и др.), здесь также представлены многие художники, чьи имена не так часто мелькают в книгах по истории искусства, но без которых картина эпохи не будет полной (Эйвинд Фальстрём, А.Р.Пенк, Грэхем Сазерленд, Карл Отто Гёц). Художники СССР на удивление очень органично смотрятся в общем повествовании. Например, неожиданную близость обнаруживают поставленные рядом работы Генри Мура и Вадима Сидура, соседство Белютина и Бюффе не вызывает вопросов, в то время как Михаил Рогинский ничуть не выбивается в разделе поп-арта. Прекрасно в общее повествование вписываются Илья Кабаков, Виктор Попков, Владимир Янкилевский, Франциско Инфанте, Эрик Булатов и др. Кто бы мог подумать, что между «нашими» и «заграничными» так много общего!

Одним словом, получился добротный учебник по послевоенной истории искусства Европы, который дает убедительную логику развития неоавангарда. И возможно, именно в российском контексте эта выставка особенно актуальна, учитывая практически полное отсутствие зарубежного искусства этого периода в российских музеях.

И хотя из всего разнообразия работ, представленных в ZKM (а их было около 500), до Пушкинского музея доедет примерно 200, экспозиция сохранит наиболее важные произведения и будет дополнена работами из российских собраний. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+