18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Оружие вероятного противника

В петербургском Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка «Китайская армия», показывающая работы художников из Института искусств Народно-освободительной армии Китая

Ректор Академии художеств Семен Михайловский укрепляет связи с Китаем, что понятно: давно стало привычным большое количество китайских студентов в Санкт-Петербургском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, а в последние пару лет китайцы прибывают на берега Невы таким мощным туристическим потоком, что на вывесках в центре города все чаще встречаются иероглифы. Прибавив ко всем своим должностям еще и обязанности куратора главного выставочного зала Петербурга, прошлым летом открывшегося после реконструкции, Михайловский уже показал в Манеже выставку художника Цуй Жучжо «Мерцание гладкой яшмы» — теперь здесь же зрителя ждет новая китайская экспозиция.

Спору нет: китайское искусство занимает важное место в современном арт-мире, и внимания достойны многие его представители (начиная со знаменитого Ай Вэйвэя). Однако участниками нынешней выставки стали те, чьи имена ничего не скажут публике, потому что все эти авторы подчинены большому творческому организму под идеологическим главенством Народно-освободительной армии Китая. Наверное, Китай — единственная, кроме России, страна, сохранившая в мирное время институт военных художников, с 1960 года там существует Институт искусств НОАК. Кстати, о геополитическом значении китайско-российского военного партнерства говорили и посетивший вернисаж губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, и куратор выставки Семен Михайловский. Институт искусств НОАК с его семью факультетами — литературы, театра, музыки, танца, культработы, изобразительного искусства и культурных коммуникаций — имеет смысл сравнивать не с нашей Студией имени Грекова, а, скорее, со спортивным клубом ЦСКА. Китайские военные художники выступают во многих дисциплинах и техниках: на выставке есть работы, написанные в стиле «гохуа», масляная живопись, объекты, инсталляции и даже видеоарт.

Художники стиля «гохуа» (возникшего в начале XX века как прогрессивное течение, соединяющее традиционную технику работы тушью с европейскими правилами реалистического изображения) остаются поэтичными, даже изображая сцены армейского быта или вездеход на фоне заснеженных горных пиков. Зато по картинам, выполненным в «западных» техниках маслом или акрилом на холсте, сразу заметно, как сильно армейское искусство уступает в живописном качестве не только звездам китайского contemporary art вроде Юэ Миньцзюня, но и просто студентам и выпускникам российских художественных школ, того же Института имени Репина.

Организаторы выставки, должно быть, отдают себе отчет в художественной небезупречности большинства произведений, поэтому предлагают воспринимать ее как целостную инсталляцию, что удалось: дизайнерское решение экспозиции относится к ее несомненным удачам. Место на фасаде выставочного зала между двумя скульптурными группами Паоло Трискорни сейчас занял терракотовый воин, который старше Диоскуров на два тысячелетия. Копии знаменитых фигур воинов из гробницы императора Цинь Шихуанди в Сиане расставлены вдоль экспозиции и на первом этаже Манежа, древние воины буквально охраняют современные работы, к которым трудно подойти ближе чем на метр. Слой гальки, насыпанный на полу и отделяющий зрителя от картин, делает заглубленный центр зала окончательно похожим на археологический раскоп. Пространство рассечено посередине красной стеной, внутри которой показывается искусство новых технологий — на видео китаянки в розовой форме маршируют с автоматами по площади Тяньаньмэнь. Стенды с живописью на втором этаже оформлены по-военному грубо: для картин сколочены деревянные щиты, выкрашенные в зеленый цвет. Подвешенные в воздухе большие ящики защитной раскраски с красными звездами на боках, хорошо видные с балкона второго этажа, делают сравнение с военной операцией явным — таким способом искусство китайской армии десантируется в Петербурге.

По словам Семена Михайловского, проект был задуман еще пять лет назад, после посещения китайскими военными художниками Института имени Репина — если это так, то нельзя не признать наличия у куратора удивительного политического чутья. Еще совсем недавно ректор Академии художеств и единый комиссар павильона России на Венецианской биеннале обещал, что найдет в российской провинции и покажет «два десятка Нео Раухов», — теперь он предлагает взять за образец развитие изобразительного искусства в Китае.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+